Использование информационных сигналов в финансовой политике
Чем медленнее корпорация изменяет структуру своего капитала, тем менее уязвимой она оказывается для различного рода манипуляторов. Возможно, именно этими соображениями объясняется достаточно осторожное (если не сказать больше) отношение корпораций к изменению привычной структуры финансирования, вводу новых источников и отказу от старых.
Н. Б. Рудык
Реальные финансовые рынки таковы, что владельцы капитала ограничены в информации по компании, не всегда понимают, какими активами обладает компания, какие денежные потоки приносит, каковы ее возможности роста. Большое число исследований доказывает, что информационные сигналы, посылаемые компаниями, становятся значимыми в поведении инвесторов и создании стоимости. Финансовый директор решениями по структуре капитала и по дивидендной политике может повлиять на оценку компании рынком. Иначе говоря, выбор источника финансирования, изменения в дивидендной политике - качественные сигналы, которые может подавать финансовый директор рынку.
Значимость подачи сигналов (сигнальная теория) на рынках с асимметричной информацией была высоко оценена академическим миром. В 2001 г. за работы в области построения сигналов на рынках труда (Майкл Спенс), товаров (Джордж Акерлоф) и на финансовом рынке (Джозеф Стиглиц) присуждена Нобелевская премия по экономике. Суть сигнальных эффектов заключается в том, что "плохие фирмы, работники, продавцы" не могут сымитировать качественный сигнал, для них он становится слишком дорогим, затратным. Высокий финансовый рычаг и дивидендный выход являются качественными сигналами, который "плохие фирмы" повторить не в состоянии. Именно так рынок смотрит на принимаемые финансовые решения.
Выпуск акций рассматривается рынком как сигнал о переоцененности акций компании. Менеджеры стремятся извлечь из этой ситуации выгоды и предлагают акции рынку. Грамотные рыночные инвесторы согласятся их покупать только с существенным дисконтом к наблюдаемой рыночной цепе. Если компания недооценена, то выпуск новых акций приведет к перераспределению стоимости между владельцами собственного капитала. Новые инвесторы получат больше выгод. Если менеджеры действуют в интересах "старых" акционеров, то они должны дождаться момента или добиться того, чтобы перераспределение стоимости компенсировалось созданием новых выгод от реализации инвестиционных возможностей за счет привлеченного нового капитала. Таким образом, сигнальная теория утверждает, что к размещению нового собственного капитала менеджеры должны обращаться только в том случае, когда заемный капитал слишком дорог и ведет к издержкам финансовых затруднений. Из этих соображений следуют рекомендации, которые часто получают финансисты-практики со стороны консультантов.
1. Следует отдавать предпочтение внутренним источникам финансирования над внешними. Лучший источник развития компании - нераспределенная прибыль. Компании с высокими возможностями роста следует отказаться от дивидендной политики и направлять всю прибыль на развитие.
2. Если прибыли не хватает для реализации инвестиционных программ или же есть возможность "дешево" привлечь заемный капитал, то можно воспользоваться банковскими займами или обеспеченным активами (операциями) заемным капиталом.
3. При высокой потребности в новом капитале и существенной эффективности предполагаемых инвестиций компания может привлечь необеспеченный заемный капитал ("выпустить, разместить рискованный долг").
4. Крайний источник финансирования - дополнительный выпуск акций. Этот вариант допустим при верной оценке рынком перспектив компании или же при высокой доле интеллектуального капитала и подразумеваемых обязательств.
5. Если у компании избыток денежных средств и нет достойных инвестиционных решений, то следует идти по пути погашения займов (снижения финансового рычага) для создания займовой мощности по потенциально возможным направлениям роста. Дивиденды должны выплачиваться только в ситуации устойчивых свободных денежных потоков.
Существенными факторами, которые определяют политику финансирования в рамках сигнальной модели, являются: наличие денежных средств, что связано с рентабельностью деятельности; инвестиционные возможности (наличие эффективных инвестиционных проектов). Чем больше у компании собственных денежных средств, больше несовершенств рынка, включая асимметрию информации и монополию кредиторов, тем при прочих равных условиях меньше будет выбираемый финансовый рычаг.