Использование деловой игры в учебном процессе
Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру "Банк", в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка не только лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, но и то, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его места и значения в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как ОДИ, ОМИ и аналогичные им требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.
Драматизации и театрализации давно известны учителям, но с появлением ТАО, они вновь вызвали к себе большой интерес и являются вариантом деловой игры. Широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т.п. атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели. Привлекаются школьники более старшего и младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, по историческим сюжетам и т.п.
Дискуссия — организация совместной коллективной деятельности, в ходе которой осуществляется интенсивное и продуктивное решение групповой задачи путем обмена мнениями, в котором участники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу и происходит взаимовоздействие логическими доводами па мнения, позиции и установки друг друга. Дискуссия создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению школьников в истину и прочному ее усвоению. Одновременно обеспечивается вовлечение всех учащихся в активное взаимодействие, превращение их в субъектов познавательной деятельности.
Групповая учебная дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющие в группе по этому вопросу позиции, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. В любом учебном предмете имеется материал, который может быть подвергнут дискуссионному обсуждению.
Учебная дискуссия нуждается в четкой методической подготовке и ограничении во времени. На обсуждение можно выносить только такие вопросы, по которым действительно существуют серьезные противоположные мнения. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5—2 минут. Окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса. Дискуссии в учебном процессе, как правило, являются элементом обучающего взаимодействия.
Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создает оптимальное условие для предупреждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения ими изучаемого материала. Развивающий эффект дискуссии — в напряжении всех психических сил учащихся, в овладении ими приемами аргументации, научного доказательства. Воспитательный результат участия школьников в дискуссиях проявляется в формировании у них стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Дискуссия позволяет учителю диагностировать уровень культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать па товарищей.
Мозговая атака (брейншторминг) — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А. Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входит до 5—6 человек, должна быть непринужденной, участники раскованны, недопустимы критика и самокритика, все идеи, даже самые неожиданные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу. У каждого участника должна быть четко определенная функция: лидер, новатор, консерватор, конформист, пропагандист, аналитик, художник (который представит образный вариант решения задачи, разработанный группой) и т.д., и каждый в соответствии со своей функцией обязан высказываться в ходе обсуждения. Класс разбивается на группы. Путем рейтинга проходит отбор по количеству подгрупп наиболее сложных и проблемных тем курса (мнение высказывает каждый), могут все подгруппы решать и одну проблему, дается время, жестко ограниченное для коллективного поиска своего решения проблемы, затем каждая группа представляет свое решение на коллективное обсуждение (из каждой подгруппы выступают представители разных функций-ролей). Вся работа происходит в очень быстром и организованном темпе. В пауке таким методом, собирая в группу представителей самых разных и нередко далеких друг от друга специальностей, нередко решаются трудно разрешимые проблемы. Этот метод не только учит культуре совместного обсуждения идей, но и раскрывает творческий потенциал человека, учит преодолевать стереотипы и шаблоны в мышлении.
Синектика — метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Метод объединения разнородных элементов, построенного на аналогии. Специфической чертой является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Используются прямые аналогии: а как решаются подобные задачи; личная или эмпатическая аналогия: рассуждение с точки зрения объекта задачи (представь, что ты растение, что бы ты в этой роли мог бы сказать о загрязнении окружающей среды); символическая аналогия: дается образное определение сути задачи в виде символов, формул, рисунков и т.п.; фантастическая аналогия: как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне и т.п.
Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан. Этот метод еще называют методом контрольных вопросов. Можно предложить вопросы такого типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму? А если в эту форму вложить другое ОГЛАВЛЕНИЕ? И т.п.
Метод фокальных объектов — метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (например, толстолистая личность, мощная личность, вечная личность, получившиеся при наложении случайного объекта "фикус" на фокальный — "личность"), можно прийти к оригинальным идеям.
Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1—2, 1—3 и т.д. до 1—7; 2—1, 2—2 и т.д. до 2—7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.
Преимущества всех описанных методов технологии активного обучения очевидны.
Недостатки: требуют очень много времени (особенно деловые игры, мозговой штурм) и трудно укладываются в классно-урочную и лекционно-семинарскую системы организации учебного процесса, ученики с флегматическим темпераментом не всегда успевают за быстрым темпом работы, меланхолики от напряженного ритма быстро устают. Применение этой технологии предъявляет повышенные требования к мастерству педагога.
Но разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.