Использование автомобильного транспорта в логистических системах
Услуги автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт предоставляет клиентуре следующие основные виды услуг:
Прямая доставка помашинных отправок (FTL-перевозки)
Данная услуга предоставляется на основе договора перевозки с клиентом, которым может быть грузоотправитель или другой транспортный оператор, например экспедитор или 3PL-провайдер. Применяемый подвижной состав — крупнотоннажные автопоезда или одиночные автомобили. Пунктами отправления и назначения могут быть терминалы, склады или любые другие объекты, определяемые заказчиком перевозки.
Компании, специализированные на FTL, обычно не располагают собственными терминалами. Вместе с тем они стараются "привязать" свои услуги к определенному направлению, чтобы получить преимущество за счет знания дорожной сети, условий перевозок и клиентуры, а также к группе клиентов или к одному крупному клиенту, что позволяет обеспечить базовый грузопоток.
Наиболее распространенный тариф — покилометровый (например, по ставке, эквивалентной 1 долл. за км для стандартного автопоезда) с надбавками за особые условия работы, характер груза и т.д. Тариф согласовывается с клиентом индивидуально, однако данный сегмент достаточно прозрачен в ценовом отношении и потому отклонения от среднерыночных ставок невелики.
Услуги I'll, часто предоставляют индивидуальные предприниматели, работающие на рынке без образования юридического лица.
Перевозки в терминальной системе
Данная услуга предполагает выполнение перевозок между терминалами автотранспортной компании. Обычно в автотранспортных терминальных системах перевозятся мелкопартионные грузы (LTL). Применяемый при этом подвижной состав — седельные тягачи с обменными полуприцепами.
Перевозки между терминалами могут выполняться регулярно по объявленным расписаниям. Единые для всех пользователей тарифы системы строятся по принципу "от пункта к пункту" и зависят от размера партии. Тариф может быть ступенчатым в зависимости от гарантированного срока доставки.
Оператор может совмещать перевозки с широким перечнем дополнительных услуг на терминалах и с предоставлением услуг ЗР1-провайдера.
По желанию клиента к основной услуге — перевозке между терминалами — может быть добавлен подвоз-развоз и операции по погрузке (выгрузке).
Обслуживание крупного грузообразующего объекта (подвоз-развоз)
Такими объектами могут быть склады, распределительные центры, терминалы различных видов транспорта. Услуги по подвозу-развозу могут иметь три основных разновидности:
1) обслуживание всех или большей части отправителей и получателей в зоне объекта. Договор на обслуживание заключается при этом с оператором склада или терминала. Применяемый подвижной состав может варьировать в широких пределах — от малотоннажных развозочных фургонов до седельных тягачей с полуприцепами. Компании-перевозчику приходится решать сложные задачи планирования и оперативного управления работой большого (иногда — несколько сотен единиц) парка автомобилей с учетом целого ряда факторов, к которым относятся:
- развитие улично-дорожной сети, ее загруженность в разное время года и суток, качество организации дорожного движения и т.д.;
- график работы отдельных отправителей и получателей товаров, их техническая и организационная подготовленность к обслуживанию подвозо-развозочных автомобилей;
- характерная для многих терминалов нестабильность грузопотока, которая влияет на простои автомобилей между рейсами и на степень использования грузоподъемности.
Если управление перевозками берет на себя компания — владелец грузообразующего объекта, то услуга автотранспортной компании упрощается и сводится к предоставлению оговоренного количества автомобилей с водителями;
2) регулярное обслуживание отдельных отправителей или получателей, находящихся в зоне грузообразующего объекта (например, промышленной компании, которая регулярно отправляет и получает контейнеры с железнодорожной станции). Сервис строится на основе долгосрочного договора с таким клиентом и может предусматривать работу по постоянным маршрутам и графикам, применение специализированного подвижного состава и т.д.;
3) разовые перевозки, которые выполняются по договору с экспедитором или транспортным оператором, организующим сквозную доставку груза.
Услуги подвоза-развоза могут сопровождаться предоставлением ряда дополнительных услуг: погрузки и выгрузки, упаковки и распаковки товаров, подъема грузов па верхние этажи и т.д.
Тарифы на подвоз-развоз в зависимости от характера обслуживания могут строиться по самым разным принципам: оплата фактически отработанных автомобиле-часов, оплата количества доставленных расчетных единиц груза (тонны, контейнеры, поддоны), оплата числа выполненных заездов к отправителям и т.д.
Помимо перевозочных услуг, весьма распространенной на автомобильном транспорте услугой является предоставление автотранспортных средств с водителями в аренду.