Лекция 20. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДВОКАТОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ ПСИХОЛОГА
В результате изучения главы студент должен:
знать
• возможности судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;
• виды комплексных экспертиз с участием психолога;
• внеэкспертные формы использования адвокатом специальных психологических познаний;
уметь
• формулировать вопросы судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;
• различать компетенции судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы;
владеть
• навыками использования специальных психологических познаний в профессиональной деятельности адвоката.
В поиске истины в уголовном и гражданском процессе в центре внимания находится человек со всеми своими индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому так часто возникают вопросы психологического содержания, одни из которых могут быть решены адвокатами на основе профессионального и житейского опыта, другие – требуют глубоких познаний в области психологии. В этом случае целесообразно привлекать к сотрудничеству профессионального психолога.
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе
Если перед следствием или судом возникают вопросы психологического содержания, то они могут быть разрешены либо самими юристами, использующими для этого свой личный и профессиональный опыт, либо специалистами-психологами. Главная форма использования специальных психологических познаний в уголовном процессе – судебно-психологическая экспертиза, которая проводится на основании постановления следователя или определения суда в большинстве случаев в отношении психически здоровых людей. Предметом СПЭ являются психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые), психические состояния (не психические расстройства) и индивидуально-психологические особенности личности. Адвокат может лишь ходатайствовать о назначении СПЭ, обосновав необходимость ее проведения. В своем ходатайстве адвокат формулирует вопросы экспертам.
В уголовном процессе условно можно выделить следующие группы СПЭ:
1) СПЭ в отношении обвиняемых (подозреваемых);
2) СПЭ, которые могут быть проведены как в отношении обвиняемых (подозреваемых), гак и в отношении потерпевших и свидетелей;
3) СПЭ в отношении потерпевших и свидетелей.
В отношении обвиняемых наиболее распространенными считаются СПЭ физиологического аффекта и других эмоциональных состояний и СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.
Аффект – это кратковременное, бурное, внезапно наступающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Различают патологический и физиологический аффекты. Патологический аффект – это болезненное состояние психики, отличающееся помрачением сознания. Диагностика патологического аффекта входит в компетенцию СПЭ. Как правило, лица, совершившие преступление в состоянии патологического аффекта, признаются невменяемыми.
Физиологический аффект не вызывает помрачения сознания, и обычно человек помнит о действиях, которые совершил. При физиологическом аффекте существенно снижается способность человека сознательно контролировать свои действия, он остается вменяемым. Это состояние не выходит за пределы психической нормы, поэтому является предметом СПЭ.
Объектом СПЭ физиологического аффекта и других эмоциональных состояний является в первую очередь сам подэкспертный. В экспертном исследовании анализируются индивидуально-психологические характеристики личности подэкспертного с точки зрения возможной предрасположенности к аффективным реакциям. Исследуется психофизиологическое состояние подэкспертного в момент совершения преступления. Проводится психологический анализ материалов дела: показаний всех фигурантов дела, заключений всех проведенных но делу экспертиз, сведений об использованном орудии, протоколов осмотра места происшествия, освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, справок, характеристик и др. Изучается ситуация, приведшая к совершению противоправных действий, поведение субъекта в момент совершения преступления, сразу после него и отношение к своим противоправным действиям.
Вопросы экспертам формулируются следующим образом.
1. Находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния (указать какого) в состоянии аффекта?
До окончания экспертного исследования невозможно быть уверенным в том, что предполагаемое состояние было аффектом. Разнообразные стрессовые состояния характеризуются меньшей интенсивностью, чем аффекты, но при этом существенно влияют на деятельность человека. Поэтому целесообразно задать второй вопрос.
2. Находился ли подэкспертный в период совершения инкриминируемого ему деяния (указать какого) в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
Основаниями для назначения подобной СПЭ могут быть:
– "необычное поведение обвиняемого в момент совершения противоправных действий;
– наличие большого количества ранений или ударов большой силы, множественные повреждения на теле потерпевшего;
– запамятование обвиняемым отдельных эпизодов происходившего;
– показания свидетелей о внезапном резком изменении внешнего вида и поведения преступника;
– наличие длительных неприязненных отношений между потерпевшим и обвиняемым, способствующих накоплению аффективных переживаний и пр."[1].
На практике при расследовании дел об убийствах, имеющих аффективную окраску, специальные психологические познания используются не часто. По данным О. Д. Ситковской, примерно по половине уголовных дел при наличии версии об аффекте или ином сильном эмоциональном переживании СПЭ не назначается[2].
В делах о превышении пределов необходимой обороны адвокат в своем ходатайстве о назначении СПЭ может сформулировать следующие вопросы.
1. Находился ли подэкспертный в период совершения инкриминируемого ему деяния (указать какого) в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
2. Учитывая эмоциональное состояние подэкспертного в период совершения инкриминируемого ему деяния (указать какого), мог ли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
Главная задача СПЭ несовершеннолетних обвиняемых – исследование их способности полностью осознавать значение совершаемых ими действий и руководить ими. Данная экспертиза проводится в отношении несовершеннолетних, имеющих признаки умственной отсталости, не связанные с психическим заболеванием.
Уголовная ответственность, в соответствии с законом, наступает с 16 лет, а по особо тяжким преступлениям – с 14 лет. Считается, что к этому возрасту молодой человек достигает такого уровня психического развития, который позволяет ему в полной мере осознавать значение совершаемых действий и в полной мере руководить ими. Однако это не всегда так.
Психическое развитие человека подчинено закономерностям, и в нем можно выделить определенные стадии и периоды. Однако границы между стадиями и периодами развития не могут быть определены жестко, переход на более высокий уровень психического развития происходит у детей в разные сроки. Поэтому только специальное исследование психической деятельности несовершеннолетнего может дать основание утверждать, что его психическое развитие соответствует паспортному возрасту.
Кроме того, не всегда наличие или отсутствие у несовершеннолетнего признаков отставания в психическом развитии прямо влечет за собой отсутствие способности полностью осознавать значение своих действий и в полной мере руководить ими. В связи с этим необходимо установить способность или неспособность осознавать значение своих действий и возможность ими руководить в конкретных обстоятельствах.
Объектами исследования СПЭ несовершеннолетнего являются: сам несовершеннолетний обвиняемый, не страдающий психическим расстройством, материалы дела (в том числе данные об условиях его развития; обстоятельства, характеризующие его личность; сведения об эмоциональных состояниях, проявившихся в интересующий период), медицинская документация, заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний не страдает психическим расстройством и на учете у психиатра не находится.
На разрешение экспертов целесообразно ставить следующие вопросы:
1. Имеются ли у подэкспертного признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они выражаются?
2. С какими причинами связано отставание подэкспертного в психическом развитии?
3. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности подэкспертного и конкретные обстоятельства дела, могли он при совершении инкриминируемого ему деяния (указать какого) в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
4. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности подэкспертного и конкретные обстоятельства дела, могли он при совершении инкриминируемого ему деяния (указать какого) в полной мере руководить своими действиями?
Представляют интерес для адвокатов СПЭ, выполняемые но делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
Психологи настойчиво считают одной из важнейших причин аварий, связанных с управлением современной техникой, человеческий (личностный) фактор, под которым понимается совокупность физических и психических свойств человека, влияющих на качество выполнения профессиональных функций и функциональных состояний человека. Успешность выполнения профессиональной деятельности зависит от свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления, типов высшей нервной деятельности человека. Следует учитывать и влияние состояния нервно-психической напряженности, утомления, стресса и др.
Судебно-психологическая экспертиза по фактам ДТП включает в себя исследование индивидуально-психологических особенностей водителя, а также диагностику психического состояния, в котором он находился в момент совершения ДТП.
Объектами исследования таких экспертиз является человек, его психическая деятельность в конкретной ситуации, ОГЛАВЛЕНИЕ профессиональных функций, материалы дела, содержащие сведения о личности подэкспертного и конкретной исследуемой ситуации.
Типовые вопросы формулируются следующим образом.
1. Какие индивидуально-психологические особенности подэкспертного могли повлиять на качество исполнения им профессиональных функций (в том числе восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и сто реализацию)?
2. В каком психическом (эмоциональном) состоянии находился подэкспертный в юридически значимый период (указать какой) и как это состояние повлияло на его психическую деятельность?
3. Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности подэкспертного требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам при управлении современной техникой?
4. Способен ли был подэкспертный предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?
В отношении свидетелей и потерпевших в уголовном процессе может быть проведена СПЭ способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Указанная способность складывается из процессов отражения фактов, их сохранения в памяти, переработке логическим путем информации и воспроизведения посредством речи. Эта способность зависит от целого ряда условий: особенностей органов чувств (зрения, слуха и т.д.) свидетеля или потерпевшего, его возраста, опыта, профессии, условий, в которых происходило восприятие, эмоционального состояния, в котором он находился, уровня развития у него речи и пр.
Объектами исследования такой экспертизы является личность свидетеля или потерпевшего, материалы дела, содержащие сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в исследуемый период, сведения об особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о взаимоотношениях с фигурантами дела, данные о полученных потерпевшим повреждениях.
Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы, имеющие значение для дела.
1. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности (в том числе особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию), которые могли существенно повлиять на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания?
2. Имеются ли у подэкспертного признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии, которые могли существенно повлиять на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания?
3. Учитывая особенности психической деятельности подэкспертного, его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
4. Учитывая индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, способен ли подэкспертный давать правильные показания в настоящее время?
5. Учитывая индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, мог ли подэкспертный (указать когда) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
Как в отношении обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), так и в отношении потерпевших и свидетелей может быть проведена СПЭ индивидуально-психологических особенностей. Особенности личности участников исследуемой юристами ситуации, психологические мотивы поведения характеризуют субъективную сторону преступления. Выстраивая линию защиты, адвокат учитывает ее ОГЛАВЛЕНИЕ.
Наиболее значимы для юристов психологические особенности личности, которые указывают на закономерность или случайность совершенного преступления и влияют на способность управлять поведением в юридически значимый период, а также значимы для прогноза возможного рецидива и определения программы коррекционного воздействия (агрессивность, внушаемость, склонность к лидерству и пр.). Именно они и исследуются в первую очередь.
Объектом такой экспертизы является человек как носитель психического, материалы дела, содержащие сведения о подэкспертном, данные об условиях воспитания, обстоятельства, характеризующие его личность, сведения об эмоциональных состояниях, проявившихся в интересующий период.
Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы.
1. Какие индивидуально-психологические особенности подэкспертного могли оказать существенное влияние на его поведение в интересующий следствие (суд) период (указать какой)?
2. Свойственна ли подэкспертному повышенная враждебность: агрессивность, внушаемость и пр. (указать интересующее свойство)?
3. Имеются ли у подэкспертного какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на закономерность или случайность его поведения в юридически значимой (указать какой) ситуации?
4. Каковы индивидуально-психологические особенности личности под- экспертиного с точки зрения прогноза опасности рецидива и программы коррекционного воздействия?
Исследование психологических мотивов конкретного преступления может также стать предметом СПЭ. Мотив преступления характеризует субъективную сторону преступления и определяется в ходе следствия. Нс всегда мотив преступления очевиден, иногда для его исследования необходимо проведение СПЭ. Выяснение психологических мотивов (сострадание, вражда, месть, самоутверждение и пр.) может иметь важное значение как для доказывания виновности, так и в качестве отягчающего или смягчающего ответственность обстоятельства. В некоторых случаях психологический мотив может свидетельствовать об отсутствии в действиях общественной опасности.
Для исследования психологических мотивов экспертам следует задавать следующие вопросы.
1. Могла ли исследуемая ситуация и сложившиеся жизненные обстоятельства (указать какие) повлиять на актуализацию определенных мотивационных линий подэкспертного и проявление его индивидуально-психологических особенностей?
2. Какие мотивационные линии преобладали в поведении подэкспертного в исследуемой ситуации (сострадание, вражда, месть и т.д.)?
Применительно к потерпевшему также может возникнуть целесообразность исследования индвидуально-психологических особенностей его личности и мотивов его поведения.
В отношении подозреваемых (обвиняемых), потерпевших и свидетелей может быть проведена СПЭ психологического воздействия. В отношении подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) такая экспертиза проводится в случае, если есть основания считать, что на них в ходе следствия было оказано неправомерное психологическое воздействие.
Объектом таких исследований являются личность подозреваемого (обвиняемого, подсудимого); протоколы (аудио-, видеозаписи) допросов, в том числе на месте преступления, следственного эксперимента, очных ставок. Анализируется личность подэкспертного на предмет повышенной внушаемости, ОГЛАВЛЕНИЕ вопросов с точки зрения их внушающего характера и невербальные компоненты общения (интонации, жесты, позы, мимика, пространственное расположение участников). Задача такого исследования – обнаружить признаки психологического воздействия на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), если таковые имеются.
В подобных случаях перед экспертами ставятся следующие вопросы.
1. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?
2. Имеются ли в материалах, представленных для исследования (это могут быть протоколы, аудио- и видеозаписи допроса или другого следственного действия), признаки психологического воздействия на подэкспертного со стороны следователя (или других лиц)?
Один из примеров СПЭ психологического воздействия в отношении обвиняемого приводится в "Прикладной юридической психологии". При допросе в суде обвиняемый У. отказался от ранее данных показаний, пояснив, что дал признательные показания под воздействием психического и физического насилия со стороны следователя и других сотрудников. Изучение экспертами-психологами видеозаписи осмотра места происшествия с участием У. позволило обнаружить следующие признаки возможного воздействия: "употребление сотрудниками следственных канцеляризмов, не характерных для уровня интеллектуального развития и полученного образования подэкспертного, типа: “режущий удар”, “проникающее ранение”, “пакет старого образца”, “гражданами, известными мне ранее но совместному пребыванию в ...” и др."[3]; использование следователем наводящих и предписывающих вопросов; демонстрация следователем и сопровождавшими его лицами компонентов невербального поведения, предписывающих действия и др.
Анализ видеозаписи показал, что имели место признаки психического воздействия на подэкспертного со стороны лиц, участвовавших в записанном следственном действии.
В отношении потерпевших такие экспертизы проводятся по делам о мошенничестве, когда они утверждают, что в юридически значимый период они подвергались гипнотическому воздействию, одурманиванию и вели себя нехарактерным образом.
Объектом таких экспертиз являются личности потерпевших, материалы дела, содержащие сведения о фактах и событиях в юридически значимый период, показания фигурантов дела, сведения об особенностях восприятия потерпевшим фактов и событий, данные о взаимодействии подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего, об особенностях психического состояния в юридически значимый период и после него, личность подозреваемого (обвиняемого) и материалы дела, содержащие сведения о его образовании, психологической подготовке, имеющихся навыках психологического воздействия.
Экспертам могут быть заданы следующие вопросы.
1. Находилась ли подэкспертная в момент совершения в отношении нее противоправного действия (указать какого) в каком-либо состоянии, которое могло существенно повлиять на понимание ею характера и значения действий подозреваемого (обвиняемого) и на возможность оказать сопротивление?
2. Было ли это состояние следствием действий подозреваемого (обвиняемого) в юридически значимый период (указать какой)?
3. Имелись ли в действиях подозреваемого (обвиняемого) в юридически значимый период (указать какой) признаки психологического воздействия в отношении подэкспертного?
4. Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности в связи с действиями подозреваемого (обвиняемого) и если имеются, то в чем они выражаются?
5. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства дела и давать о них правильные показания, если имеются, то какие?
6. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации (указать какой) и если имеются, то какие?
Рассмотрим пример проведения подобной экспертизы. К потерпевшим на улице подходила незнакомая женщина и, спросив, как пройти к определенной улице или где находится названное ею учреждение, представлялась "целительницей", "ясновидящей", иногда Лилианой. После этого она говорила, что на семье собеседницы "лежит порча", предлагала свою помощь. Вскоре к ним подходила другая женщина, которая со слезами на глазах просила "ясновидящую" о помощи в "своем несчастье". "Ясновидящая" объясняла, что порча лежит на деньгах и драгоценностях. Потерпевшие приносили из дома деньги и украшения, отдавали их мошенницам для совершения ритуала "снятия порчи". После завершения ритуала потерпевшие, возвратившись на место, никого там не обнаруживали.
В своих показаниях потерпевшие утверждали, что во время разговора "ясновидящая" задавала вопросы, на которые они могли дать только утвердительный ответ, смотрела им в глаза, требовала, чтобы они смотрели ей в глаза, брала за руку, гладила по голове, обнимала, успокаивала, водила "кругами", читала "молитву", давала выпить "святой воды". Все это дало основания предположить, что в отношении потерпевших были использованы манипулятивные технологии, заимствованные, в частности, из нейролингвистического программирования.
Была назначена и проведена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. По всем семи случаям эксперты пришли к выводу, что потерпевшие каким-либо психическим расстройством в юридически значимый период не страдали. Признаков гипноза у подэкспертных в период совершения в отношении них противоправных действий не обнаружено. В заключение экспертизы было указано, что по своему психическому состоянию все потерпевшие могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, могут участвовать в судебно-следственных действиях. Признаков алкоголизма, наркомании, повышенной склонности к фантазированию не обнаружено.
В шести случаях эксперты пришли к выводу о том, что потерпевшая не могла понимать характер и значение действий обвиняемых и оказывать сопротивление, при этом в одном случае – вследствие временного психического расстройства, в остальных пяти – вследствие выраженного эмоционального напряжения. Влияние выраженного эмоционального стресса на формирование беспомощного состояния оказалось неоднородным и протекало но близким, но различным механизмам. В отношении одной потерпевшей был сделан вывод о том, что она могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление[4].
В отношении потерпевших наиболее известной является СПЭ по делам о сексуальном насилии. В соответствии со ст. 131 УК РФ половое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей, признается изнасилованием. Беспомощное состояние характеризуется неспособностью правильно понимать характер и значение ситуации и действий других лиц, а также неспособностью руководить своими действиями.
Неспособность потерпевшей понимать характер и значение ситуации и действий и руководить своими действиями может быть связана с ее возрастом, особенностями воспитания, психическим состоянием, в котором она находилась.
Объектом исследования такой экспертизы являются личность потерпевшей, данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды; материалы дела, содержащие сведения об особенностях воспитания потерпевшей, ее личности, сексуальном, жизненном опыте, данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, до и после него, заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства, данные о характере взаимоотношений потерпевшей и обвиняемого (подозреваемого).
Типовые вопросы по СПЭ потерпевшей от изнасилования формулируются следующим образом.
1. Имеются ли у подэкспертной признаки нс связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии, если имеются, то какие и как они повлияли на психическую деятельность в исследуемый период (указать какой)?
2. Имеются ли у подэкспертной индивидуально-психологические особенности, которые могли повлиять на ее поведение в период совершения в отношении нее противоправных действий (также до и после него), если имеются, то какие?
3. Учитывая индивидуально-психологические особенности подэкспертной и ее психическое состояние в юридически значимый период (указать какой), могла ли она полностью осознавать характер и значение совершаемых с нею действий?
4. С учетом индивидуально-психологических особенностей и психического состояния подэкспертной могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого (подозреваемого)?
В делах о сексуальном насилии над детьми факт непонимания характера и значения совершаемых сексуальных действий и способности оказывать сопротивление действиям насильника не вызывает сомнения. Трудно доказать то, что насильственные действия вообще имели место.
Для усиления позиции адвоката, защищающего интересы ребенка, может быть полезен ответ на вопрос, сформулированный так.
1. Имеются ли у подэкспертной индивидуально-психологические особенности, характерные для детей, переживших сексуальное насилие, и если имеются, то какие?
Примеров подобных СПЭ много, приведем один из них. Следствием было установлено, что группа подростков неоднократно совершала половые акты с несовершеннолетней Ж., при этом она значительного сопротивления не оказывала, о случившемся никому не рассказывала. Была назначена и проведена СПЭ.
В процессе СПЭ изучались материалы дела, проводились экспериментально-психологическое обследование, беседы с подэкспертной и ее матерью. Были установлены следующие характерные личностные особенности несовершеннолетней: безынициативность, подчиняемость, боязливость, астенический тип реакций. Ж. боится кому-нибудь не угодить, не склонна к конфликтам, самостоятельности не проявляет. В эксперименте продемонстрировала внушаемость, трудности в отстаивании своей позиции, неуверенность в себе, высокую тревожность. Исследование привело экспертов к выводу о том, что Ж. но складу характера не обнаруживает тенденции к активным решительным действиям, способности к оказанию сопротивления психическому и физическому насилию у нее невелики. Указанные характерологические особенности подэкспертной могли способствовать возникновению у нее в период совершения насильственных действий состояния аффекта, страха[5].
Особое место среди экспертиз в уголовном процессе принадлежит посмертной СПЭ. Ее выделяет то, что объектом исследования служит не психика живого человека, а следы психической деятельности.
Объектом исследования посмертной СПЭ являются любые источники информации, имеющиеся в материалах дела и содержащие сведения о психической деятельности погибшего, его индивидуально-психологических особенностях, условиях воспитания, об обстоятельствах и причинах гибели. Такими источниками могут быть показания свидетелей (близких, родственников, друзей), протоколы следственных действий, заключения экспертиз, медицинская документация, послужные списки, протоколы психологического обследования (например, для военнослужащих), приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки и другие продукты творчества. Посмертная СПЭ предполагает проведение психологического анализа ситуации, разрешившейся суицидом.
Типовые вопросы СПЭ формулируются следующим образом.
1. Находился ли подэкспертный в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
2. Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
3. Каковы возможные причины суицидального поведения подэкспертного, его связи с конкретными обстоятельствами?
Если имеются основания подозревать ситуацию доведения до самоубийства, то целесообразно дополнительно задать вопрос:
4. Имелась ли причинно-следственная связь между определенными действиями конкретного лица (или лиц) и психическим состоянием погибшего в период, предшествовавший самоубийству?