Исполнение приказа или распоряжения
Статья 42 УК РФ устанавливает: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения".
В действующей редакции Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции" в ч. 4 ст. 6 "Законность" указано, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (ч. 9 ст. 19 Федерального закона "О полиции").
Как мы уже отмечали, сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О полиции").
Сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону (п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О полиции").
По правовой природе исполнение приказа является действием непреступным. Поскольку исполнение приказа связано с причинением вреда правоохраняемым интересам, соответствующие действия в социальном отношении представляются общественно целесообразными. Это вытекает из служебных отношений между начальником и подчиненным, из требований дисциплины. В ОВД формой реализации распоряжений преимущественно является приказ. Введение указанного института повышает авторитет руководителей и их распоряжений, а также укрепляет безопасность исполнителей.
Как отмечалось выше, основанием для действий, сопряженных с причинением вреда охраняемым законом интересам, является приказ или распоряжение должностного лица, наделенного властными полномочиями, по отношению к лицу, обязанному его исполнить.
В общесмысловом значении приказ и распоряжение – синонимы. Одним из значений понятия "распоряжение" является приказ, постановление. Приказ – это официальное распоряжение органа власти (прокурора, начальника ОВД, начальника службы, командира строевого подразделения и др.). Право на дачу приказа имеет надлежащее должностное лицо, положение о котором наделяет его властными функциями. Приказ имеет обязательную силу, если он издан в пределах компетенции должностного лица. Способ отдачи приказа (письменный, устный, посредством электронных средств связи и т.д.) не имеет уголовно-правового значения.
Таким образом, под термином "приказ" следует понимать акт управления, имеющий юридически властный характер, издаваемый в рамках компетенции должностных лиц и имеющий обязательную силу для субъектов, которым он адресован.
Значительные трудности в выяснении истинного положения дел при исполнении приказа вызывает то, что законодатель не разъясняет, что именно подразумевается под "обязательным приказом или распоряжением". Это во многом обусловлено тем, что степень обязательности исполнения приказа различается в зависимости от сферы профессиональной или служебной деятельности, а нормативная база, в которой закреплены права и обязанности сторон, между которыми имеются отношения подчиненности, очень обширна и фактически не ограничена в иерархии законов и подзаконных актов. Решение данного вопроса имеет огромное значение в силу того, что именно исполнение подобного приказа согласно диспозиции ст. 42 УК РФ является условием обстоятельства, исключающего преступность деяния.
Приказ входит в зону действия уголовного права лишь тогда, когда в результате его исполнения причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам. Сам факт причинения такого вреда в результате правомерного исполнения законного приказа – неординарное, нетипичное событие, которое все же иногда случается.
Действие ст. 42 УК РФ распространяется на все случаи причинения вреда интересам, охраняемым уголовным законом, в результате исполнения незаконного приказа или распоряжения. Если вред интересам, охраняемым уголовным законом, причинен в результате исполнения незаконного приказа, то такой приказ является преступным. Поэтому важно уяснить разницу между понятиями законный приказ и преступный приказ.
Так как приказ – разновидность актов управления, то и требования, предъявляемые к его законности, должны определяться на основе общих требований законности актов управления.
Законным следует считать приказ, который:
а) основывается на законе, т.е. не предписывает совершение противоправных действий и целесообразен. При этом требование целесообразности должно неукоснительно подчиняться требованию законности;
б) издан компетентным органом или должностным лицом в пределах своей компетенции;
в) издан с соблюдением установленной законодательством процессуальной формы и порядка издания;
г) подлежит исполнению компетентным лицом в пределах его компетенции.
Несоответствие хотя бы одному из названных критериев превращает приказ в незаконный.
Поскольку приказ не дублирует нормативные акты, регламентирующие обязанности подчиненного, существует вероятность его несоответствия закону.
Преступным будет либо приказ, содержащий в себе требование о совершении преступления (например, в ходе боевых действий преступным будет приказ "...не оставлять никого в живых..."), либо незаконный приказ, создавший условия для наступления преступных последствий.
Если окажется, что вред интересам, охраняемым уголовным законом, причинен в результате преступного приказа, то для решения вопроса о том, будет ли исполнение приказа обстоятельством, исключающим преступность деяния, необходимо выяснить, был ли приказ обязательным для исполнителя.
Таким образом, обязательный приказ (распоряжение) – это требование для исполнителя, которое является, во-первых, обязательным в сугубо техническом смысле этого слова, т.е. исходит от начальника и предъявлено в сфере служебных отношений с соблюдением процедурных требований его отдачи, а во-вторых, заведомо для исполнителя не противозаконным.
Заведомо не противозаконно, т.е. у исполнителя не было достаточных оснований считать, что приказ незаконен. Для исполнения приказа как обстоятельства, исключающего преступность деяния, характерно осознание субъектом именно правомерного значения совершаемых им действий. При этом не обязательно, чтобы исполнитель осознавая мотивы и причины, определяющие необходимость именно таких действий, их направленность.
Если же исполнитель осознает, что приказ преследует преступные цели, а совершаемое деяние причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам, но при этом все равно исполняет его, то в данном случае исполнение приказа не может служить оправданием для исполнителя.
Исходя из изложенного решение вопроса о том, был ли приказ для исполнителя обязательным, зависит:
1) от характера деяния, совершение которого предписывается приказом, и его последствий;
2) сферы деятельности, в которой издается приказ;
3) соблюдений требований к процессуальной форме приказа при его отдаче;
4) урегулированности поведения исполнителя в нормативных актах;
5) обстановки, в которой приказ был отдан;
6) личных качеств и профессиональных навыков исполнителя.
Таким образом, оценка обязательности для исполнителя приказа является главной при решении вопроса об исполнении приказа как обстоятельстве, исключающем преступность деяния.
Лицо (например, сотрудник полиции), выполняющее заведомо незаконный приказ или распоряжение, несет ответственность только за умышленное причинение вреда. При совершении неосторожного преступления в результате исполнения такого приказа ответственность несет отдавший приказ начальник.
Должностное лицо, отказавшееся исполнять заведомо незаконный либо преступный приказ, не подлежит уголовной ответственности. Это одно из важнейших положений ст. 42 УК РФ. Неисполнение означает полный и окончательный отказ. Если такой приказ выполняется под принуждением, то вопрос необходимо решать из правил ст. 40 УК РФ. Неисполнение преступного приказа позволяет говорить не о нарушении порядка подчиненности, а об осознанном отказе от совершения преступления.
Подводя итог сказанному в этой главе, отметим важное обстоятельство о необходимости отграничивать необходимую оборону и причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, от иных обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотренных в гл. 8 УК РФ.
Как было показано выше, при необходимой обороне или задержании лица, совершившего преступление, недопустимо причинение вреда третьим лицам. В случае, когда при защите от общественно опасного посягательства причиняется вред третьим лицам, содеянное следует оценивать как умышленное или неосторожное преступление либо в зависимости от конкретных обстоятельств дела как невиновное причинение вреда.
Если при задержании лица, совершившего преступление, при освобождении заложников или пресечении террористического акта возникла необходимость применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники, в результате которого создается опасность для жизни и здоровья, а также имущества третьих лиц, причинение им вреда может оцениваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела по правилам о крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) или об обоснованном риске (ст. 41 УК РФ).
Когда приказ о применении оружия, специальных средств, боевой и специальной техники в указанных случаях отдан вышестоящим должностным лицом, действия подчиненных, причинивших вред третьим лицам, оцениваются по правилам об исполнении приказа (ст. 42 УК РФ).