Исламские банки

Еще в 1970-е гг. в целом ряде государств с традиционным распространением ислама стали формироваться специфические банковские институты. В их основе в целом находились общие концептуальные положения, вытекающие из Корана:

• человек не является собственником имущества (денежных средств, товаров, недвижимости и т.д.); он по воле Аллаха на период своей жизни получает право на распоряжение ресурсом (имуществом, финансовыми средствами и т.д.);

• эти средства должны быть нс пассивными (выполняя роль сокровища), а играть активную созидательную роль, но они не могут быть применены в спекулятивных целях (например, запрещаются игры в казино, использование производных финансовых инструментов – деривативов и пр.);

• главное предназначение средств и имущества мусульманина – это активное рациональное их использование во имя блага всего общества; при этом элемент личного материального вознаграждения лицу, осуществляющему управление имуществом (ему фактически отводится роль частного собственника), занимает очень важное место. Ставится цель – создание реальной добавленной стоимости, приращение массы товаров и услуг, а не денежной массы владельца;

• категорически запрещаются эксплуатация человека (не говоря уже об использовании подневольных форм труда), принуждение к труду, к совершению каких-либо действий путем шантажа, угрозы и т.д.;

• расходование ресурсов, которыми располагает мусульманин, или обмен ими не считается актом эксплуатации, хотя и предусматривается экономически целесообразное их использование и, соответственно, гарантированное вознаграждение за используемое имущество (средства, машины, технология, опыт);

• из предыдущей посылки вытекает, что не допускается обмен равновеликими суммами денег, что обычно происходит при кредитных операциях; механизм использования имущества покоится на долевом участии обладателей имущества в их прибылях и убытках, касающихся делового предприятия.

Указанные выше принципиальные положения полностью распространяются в мусульманских странах на банки и иные организации, выполняющие банковские функции. Главным отличием мусульманских банков от всех других банков является отказ от ссудного процента. Это позволяет им заменить традиционный критерий "цена денег", который подвержен многочисленным, в том числе спекулятивным, воздействиям, на более адекватную категорию "эффективность капитала". Этим исключается долговое финансирование, поскольку финансовые средства, привлекаемые нормой прибыли, направляются непосредственно в соответствующие секторы экономики. Специалисты считают правомерным проводить аналогию с таким подходом к функционированию рынка акций, когда средства мобилизуются через прямое участие в капитале (equity financing). Все чаще высказывается мнение, что за финансированием за счет акционерного капитала – будущее корпоративных финансов, антиподом чего выступает чуждый для ислама порядок долгового финансирования или традиционный банковский кредит.

Таким образом, получает развитие экономическая теория, заложенная еще в VII в. на базе Корана. Более или менее строго следует основным постулатам мусульманской этики узкий круг стран – Иран, Пакистан и Судан, отчасти Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др. Однако указанные выше принципы довольно успешно используются в практике многих банков, и прежде всего тех из них, которые созданы в других странах (не перечисленных выше). В 1975 г. были созданы Межправительственный исламский банк развития и первый коммерческий банк "Дубай исламик бэнк" (Dubai Islamik bank). Оба они успешно развиваются, содействуя реализации программ развития в разных мусульманских странах.

В настоящее время банки, руководствующиеся исламскими принципами, действуют в 40 странах мира, что свидетельствует об их конкурентных способностях (по сравнению с обычными банками). К услугам этих банков все чаще прибегают такие известные корпорации, как "АйБиЭм", "Дженерал моторе", "Алкател" и др. Такие крупные банки и кредитные учреждения, как "Чейз Манхэттен", "Голдман Сакс", "Джей Пи Морган" и др., открывают в своих структурах исламские подразделения. "Ситибэнк" в 1997 г. учредил в Бахрейне дочерний "Сити исламик инвестмент бэнк". Всего в мире насчитывается более 200 финансовых учреждений подобного типа с общим капиталом 30 млрд долл. и совокупными активами около 380 млрд долл. Их чистая прибыль составила 5,2 млрд долл., рентабельность активов – 1%, а рентабельность контролируемого банками капитала – 15%.

Принципы деятельности исламских банков. Исламские банки опираются в своей деятельности на ряд шариатских принципов и инструментов: мудараба, мушарака, иджара, солям, мурабаха и др. (перечисленные выступают стержневыми).

Мудараба – это доверительное финансирование, когда банк попеременно выступает то трастовым управляющим (когда работает со средствами вкладчиков), то клиентом (при финансировании проекта, часть дохода от которого должна составить прибыль банка и его вкладчиков).

Мушарака – это тип товарищества, в котором происходит реализация проекта или сделки объединенными силами банка и предпринимателя. Банк при этом получает свою долю прибыли из общей доли по результатам как дивиденд.

Иджара – это классический тип лизинга.

Солям – авансовое финансирование операции, использующееся обычно в сельском хозяйстве и напоминающее договор контрактации.

Мурабаха – форма финансирования обычно торговой операции по принципу "издержки банка плюс наценка".

Все эго свидетельствует о том, что за чисто арабскими названиями таятся хорошо известные с давних времен механизмы самых разных форм денежного обращения, использования финансовых ресурсов в целях приумножения материальных благ и получения прибыли, покоящиеся на принципе частной собственности (хотя сам этот принцип не утверждается, поскольку мусульманин лишь владеет тем, чем его наделил Аллах).

В то же время суть деятельности исламского банка заключается в том, что он доводит до почти абсолютной завершенности функцию финансового посредника, выполняя в том числе роль комиссионного агента (получая прибыль лишь от благополучно завершенной сделки). При этом капитал банка остается вне зоны риска, если он не принимает какого-либо участия в финансировании собственными средствами. Обязательств перед вкладчиками, соответственно, не возникает.

Еще одна особенность исламского банка помимо определенных в мударабе и мушараке: обычный банк занимается заимствованием и ссужает деньги (иными словами, покупает и продает их), исламский же банк занимается покупкой и продажей товаров, а деньги в этих операциях выполняют всего лишь служебную функцию (функцию меры). А это приходит в противоречие с утвердившимся на протяжении столетий законодательством стран мира и практикой банков, в соответствии с которыми они не могут заниматься торговой и производственной деятельностью, концентрируя свои усилия на приеме вкладов и выдаче ссуд за соответствующий процент. Поэтому исламские банки, пытаясь преодолеть это противоречие, ссужают свои операции и в то же время идут на открытие филиалов и отделений, учитывая обстановку, складывающуюся в мире бизнеса.

Однако надо иметь в виду, что в целом исламские банки не настраиваются на получение прибыли за счет операций и сфер деятельности, противоречащих нормам шариата и исламской традиционной этике. Отсюда и оценка банком клиента, которая проводится с точки зрения не столько финансового состояния, сколько его личности. Это как раз тот самый этический приоритет, который так необходим современному предпринимательству.

Специалисты, анализирующие деятельность исламских банков, справедливо отмечают, что вряд ли следует ожидать какого-либо существенного развития этих банков, которые, тем не менее, заняли определенную нишу в мировой банковской системе. Влияние исламской банковской модели, возможно, будет более существенным в этических, нравственных аспектах взаимоотношений между банками и их клиентами. Эта "материя" почти утеряна в эпоху всеобщей погони за обогащением, когда используются любые средства и приемы для достижения этой цели. Несомненно, в будущем больший упор будет делаться именно на нравственно-этические аспекты предпринимательства. Здесь возникают ассоциации с протестантской этикой, которую некоторые ученые называют одним из мощных факторов экономического прогресса в прошлом, но в Новейшее время она оказалась "растворенной" в либеральных ценностях. Хотя тезис об особой роли "протестантской этики" не является бесспорным, тем не менее сама постановка вопроса скорее имеет позитивный характер, так же как и освещение принципов исламских банков. Возможно, неуклонное и подспудное расширение протеста "низов" в бедных мусульманских странах, зачастую неосознанного, против наступления всесилия "золотого тельца" с его разрушающим воздействием на личность, семью и традиционные устои общества в условиях глобализации и является тем фактором, который способствовал сперва появлению, а затем и расширению системы исламских банков как первичного звена исламской экономической модели.

Исламский банк развития, ИБР (Islamic Development Bank) – это региональный банк развития, созданный в 1974 г. организацией Исламская конференция для содействия экономическому развитию мусульманских стран и регионов. Банк, придерживающийся принципов Корана, отвергающего ростовщичество, не предоставляет процентных ссуд и кредитов. Он финансирует проекты промышленного развития, приобретая акции или предоставляя займы за номинальные комиссионные. Кроме того, банк предоставляет кредиты, помогающие странам-участницам финансировать необходимый им импорт. В последние годы этот банк значительно расширил свою деятельность, в том числе в США и странах ЕС.