Лекция 5. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVIII ВЕКЕ
К середине XVII в. умирают все "великие старики": в 1660 г. - Веласкес, в 1665 - Пуссен, в 1669 - Рембрандт, ранее всех - в 1640 г. - Рубенс. Пришедший на смену "великим старикам" "великий век", "большой стиль Людовика XIV" - искусство величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса.
К концу жизни Людовика (1715) Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства "большого стиля" ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов - рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания) - одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII в. Между классицизмом времени "короля-солнца" и полностью сложившимся стилем рококо во Франции сформировался художественный стиль Регентства (lе style de Regence, "режанс"), точно совпадающий по времени с регентством герцога Филиппа II Орлеанского при малолетнем Людовике XV (1715-1723) и как бы предваряющий рокайль.
XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности идеалы Просвещения, во всяком случае во Франции, формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях и последовавшей за тем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789-1794 гг., однако она стала их крушением.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVII вв. Чтобы понять это, достаточно назвать романы аббата Прево, Генри Филдинга, Джорджа Смоллетта, Лоренса Стерна, Вольтера ("Кандид") и Гёте ("Страдания молодого Вертера"), музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна.
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) - характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что достигнуто это было ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.
Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. В Испании молодой Гойя всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.