Искусство второй половины XVIII века
Напряженному развитию в России общественной мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев) и литературы этих лет (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин) соответствовал быстрый взлет русской художественной культуры второй половины XVIII в., формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями. Этот подъем обусловлен, несомненно, развитием национального искусства в предшествующий период, овеянное высоким гражданственным идеалом петровское время, в годы елизаветинского правления, когда русское барокко столь блистательно проявило себя в грандиозных архитектурных ансамблях, монументальной живописи и пластике. Основание Академии художеств (1757), первого и отныне крупнейшего художественного центра, определило пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия. В течение многих десятилетий XVIII в. Академия, основанная по инициативе куратора Московского университета И. И. Шувалова (1727–1797) при помощи М. В. Ломоносова, была единственным в России высшим художественным заведением. Академия взрастила высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков, решавших важнейшие художественные задачи русской жизни. Основой художественного образования было изучение великих мастеров прошлого, прежде всего Античности. Внимание, которое уделялось изучению искусства древности, позволило В. О. Ключевскому много позже написать, что искусства древней Греции и Рима "принадлежат нам столько же, сколько и Европе, только стали принадлежать ей прежде, чем нам". Вместе с тем в русской Академии работа над натурой (прежде всего рисование и лепка с натурщиков) занимала значительное место в системе обучения. В 1764 г. Академия принимает новый устав. Закладывается новое здание. При Академии открывается Воспитательное училище, куда принимают учиться с малолетнего возраста. На открытии "новой" Академии выступил поэт А. П. Сумароков, он говорил о воспитательной и просветительской миссии искусства и художников. М. В. Ломоносов, избранный почетным членом Академии художеств, выразил ту же мысль: "...благополучны вы, сыны Российские, что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить перед очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа..."
Как и в европейских академиях, ведущим направлением Российской Академии художеств становится классицизм. Его благородные идеалы, высокопатриотические, гражданственные идеи служения отечеству, его восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии – все это питается философией просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции и ставшего скоро общеевропейским. Русские художники в этот период постигают опыт мировой художественной культуры. "Пенсионерство", возрожденное Академией художеств, не было уже простым ученичеством, как это понималось в первой трети XVIII в., оно выглядело художественным сотрудничеством, принесшим русским мастерам быстрое европейское признание. В ином положении находятся теперь и иностранцы: это уже не мэтры-учителя, а мастера, чье место в художественной среде российского государства зависит прежде всего от их собственных дарований, степени таланта.
Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен обобщениям, "общечеловеческому", стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же как и руссоистская идея "естественного человека", – основные в его программе. Высокогражданственное чувство сказалось и в архитектуре эпохи классицизма, и в монументальной скульптуре, исторической живописи, и даже в таком как будто отдаленном от прямого выражения духа государственности жанре, как портрет. Но в русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному, с его воплощением логического, разумного, естественности, простоты и верности природе как идеальных понятий, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась русскими художниками применительно к национальным традициям, русскому образу жизни.
Распространению классицистических идей во многом способствовала политическая ситуация первого десятилетия екатерининского времени, когда дворяне возлагали надежды на демократические преобразования общества и видели в Екатерине II (1729–1796; российская императрица с 1762) идеал "просвещенной монархини". В соответствии с идеями Просвещения сопричастный судьбам родины гражданин по-настоящему счастлив, если живет в гармонии с природой, в союзе с которой он черпает свои нравственные силы. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Воспитание добра, справедливости, чувства красоты – все направлено к идее идеального гармонического мира, каким он должен быть. И первые русские трактаты, появившиеся в академической среде (Д. Голицын, П. Чекалевский, И. Урванов, А. Иванов), по-разному трактуя нормы классицизма и относясь к барокко, провозглашали те же идеи, лежащие в основе классицистического стиля.
Принято считать, что в своем развитии русский классицизм проходит несколько этапов: 1) ранний классицизм (1760-е – первая половина 1780-х гг.); 2) строгий, или зрелый (вторая половина 1780-х – 1790-е гг. вплоть до 1800 г.); 3) поздний, развивающийся до 1830-х гг. включительно. Но все чаще в искусствоведческой литературе появляются такие термины, как "екатерининский классицизм"; "павловский", овеянный романтическими настроениями; "александровский классицизм" начала следующего столетия.
Благодаря отсутствию суровой нормативности параллельно классицизму развиваются иные стилевые направления. Так, еще от эпохи рокайля ведет свое начало псевдоготика; шинуазри ("китайщина") и тюркери ("туретчина") используют традиции Дальнего Востока и Передней Азии. Уходящее рококо оказало определенное воздействие на формирующийся сентиментализм, который, в свою очередь, повлиял на романтизм XIX столетия. Но было бы глубоко ошибочным рассматривать историю искусства как простую смену одного стиля другим. В действительности этот процесс многообразен, а в русском искусстве XVIII в., как уже говорилось, он особенно сложен.
Рожденный на английской почве, сентиментализм в России имел самые тесные связи с предшествующим рококо, он углубил интерес к внутреннему миру человека, "извивам" его души. Но вместе с тем он развивался в России в тесной связи с классицизмом, хотя и обладал собственной мировоззренческой природой. Так, "ампирные" портреты Боровиковского начала XIX столетия с их культом семей ственности, например, прямо перекликаются с сентименталистскими настроениями. В свою очередь, "сентиментальные" портреты Боровиковского 1790-х гг. близки во многом руссоистской идее "естественности", "естественного человека", характерной для программы классицизма. Взволнованность, как бы живое обращение к зрителю в образах позднего Левицкого или позднего Шубина, ощущение трагических предчувствий в баженовских постройках времени недолгого правления Павла I (1754–1801; российский император с 1796) говорят о кризисе классицистического понимания гармонической личности, существенных изменениях в эстетике, наступающих вместе с новым веком.
Наиболее полно классицизм выразил себя в архитектуре и монументально-декоративной пластике второй половины XVIII в.