Искусство Римской империи
В конце I в. до н.э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из республики в империю. Первым императором Рима был внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании, Октавиан, титулованный Августом, т.е. Божественным (63 до н.э. - 14 н. э., римский император с 27 до н.э.). Его прославляли римская литература, поэзия и, конечно, изобразительное искусство. Современные исследователи называют этот период в искусстве "августовским классицизмом". Взяв за образец греческое искусство, Октавиана и многих других императоров стали изображать в бесчисленных идеализированных статуях. Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в. до н.э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера.
Император Август. Рим, Музей Ватикана
Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена "Алтаря мира" (13-9 до н.э.), установленного на Марсовом иоле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы. Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану Августу приписывают слова, приводимые Светонием: "Я взял Рим глиняным [в другом переводе - кирпичным, что одно и то же], я оставляю его мраморным". Прежде всего он расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (например, базилику Юлия), построил так называемый театр Марцелла (14 до н.э.).
Шествие сенаторов. Рельеф с Алтаря Мира. Флоренция, Галерея Уффици
Арка и свод вообще дали возможность для создания гигантских сооружений, выразивших извечное стремление человека к устойчивости, рациональности и конструктивности. И хотя венский историк искусства Макс Дворжак (1874-1921), сражавшийся за победу "духа над материей", не без основания говорил, что "античное искусство погубили рационализм, логика и телесность", справедливо замечено, что европейский классицизм, базирующийся на Античности, просуществовал в общей сложности с XVI по XIX век.
При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 гг. н.э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный), по типу которого и по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (последний) ярус - глухой, разделенный лишь редкими окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического, второй - ионического, третий - коринфского ордера. Верхний ярус украшен коринфскими пилястрами, он сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могли сражаться сразу до трех тысяч пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндрический, так и крестовый (основные конструкции Колизея), а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором - травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Плохая сохранность Колизея объясняется тем, что в Средние века и вплоть до XVIII в. он служил каменоломней.
Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме
Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех- и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33 м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму.
Мраморная арка высотой около 20 м служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена посвятительная надпись, арку украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.
Арка Тита в Риме
В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя - Помпеи, Стабии и Геркуланум. Начатые в XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с двадцатью тысячами населения, его планировку, устройство жилищ, их убранство. В результате многолетних раскопок, не прекращающихся и по сей день, открылись довольно широкие улицы, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, одно- и двухэтажные жилые дома из кирпича или бетона, с черепичными крышами.
Дом делился на две части. Официальным центром был атриум (центральный зал) с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддерживаемая четырьмя колоннами, имела отверстие для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения. Этот принцип устройства жилища заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был перистиль - внутренний двор прямоугольной формы, заимствованный римлянами от греков, любимое место отдыха семьи. Перистиль обильно украшали фонтаны, ниши, статуи. Вокруг атриума и перистиля группировались также хозяйственные и жилые помещения.
Полы в богатых домах украшались мозаикой - наборной живописью из естественных горных пород или цветных морских камешков - гальки, а также из цветной стеклянной пасты (смальты). В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигурки фавна, найденной в доме) раскрыли мозаику площадью 15 кв. м, изображавшую битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. На ней прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики греческого полководца и воинов, изображены их одежды и оружие. Мастерству композиции соответствует красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, красного, желтого цветов.
Стены дома расписывались фресками (см. настенную роспись "Петух, клюющий виноград" на цветной вклейке). Во II в. до н.э. фреска чаще всего подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль). В I в. до н.э., еще в период республики, стиль росписей несколько изменился. Они стали включать разные архитектурные детали - колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда - большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии, посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в Вилле мистерий вблизи Помпеи. Фигуры Диониса, его жены Ариадны, участников мистерии, танцовщиц поражают гармонией, пластикой движений. Колорит изыскан и сложен: золотисто-желтое, золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным, лиловым (так называемый архитектурный стиль). Позднее, уже в период империи, создастся третий стиль, который часто называют "египтизирующим" или "канделябрным" (по египетским мотивам и по мотиву, более всего напоминающему канделябр).
Фрагмент росписи Виллы мистерий близ Помпей
В I в. н.э., особенно во второй его половине, росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).
Время наивысшего могущества Римской империи приходится на II в. н.э. Империя простиралась от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке. Ее легионы стояли в Британии и Египте, в Северном Причерноморье и Малой Азии. И везде римляне приносили свой образ жизни, свои вкусы и художественный опыт.
Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна' (109-113), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь составляла 116 X 95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади располагались колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 - 103 и 106-107): сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. В рельефах две с половиной тысячи фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна - все трактовано глубоко реалистически, но пронизано пафосом прославления победителя.
Фрагмент рельефа колонны Траяна. Рим
При императоре Адриане (117-138) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры - Пантеон, или "Храм всех богов", построенный из камня, кирпича и бетона в 118-125 гг. Это круглое в плане здание высотой 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-красного гранита. Основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса: нижний ярус имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), верхний ярус расчленен пилястрами из цветного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма; высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты здания. Сокращающиеся в перспективе кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким. Освещение интерьера решено отверстием - "окном" в куполе (диаметр его 9 м, так называемый "глаз Пантеона"). Пол под "окном" имеет незаметный скат для стока воды.
Пантеон. Рим
Пантеон. Разрез. Реконструкция
Сложнейший комплекс представляет собой Вилла Адриана в Тибуре (Тиволи). По типу этрусского тумулуса был начат мавзолей Адриана в Риме на берегу Тибра (135-140), в Средние века переделанный в замок Святого Ангела.
Римлянами был создан еще один тип сооружения - термы (от греч. therme - тепло, жар), общественные бани. Термы - это не просто бани в современном значении слова, это целый комплекс сооружений, предназначенных не только для омовения, но и являющихся местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211-216) площадью более 11 гектаров.
Термы Каракаллы. Реконструкция одного из залов
Термы Каракаллы. План
Римское зодчество в эпоху империи достигло очень высокого технического и художественного совершенства и послужило образцом для последующих веков.
Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы "читаем" всю жестокую историю Рима: произвол его правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой римский поэт Ювенал (ок. 50-127) писал: "Свирепей войн налегла на нас роскошь".
Портрет Вителлин. Париж, Лувр
Портрет сирияики. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Развитие скульптурного портрета эпохи империи прошло несколько стадий:
1) глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например портреты Веспасиана, Вителлия);
2) стремление создать идеал, подобный греческому (II в. - эпоха Адриана [76-138; римский император со 117], например изображения любимца императора Антиноя);
3) сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (III-IV вв.).
Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах I в., со II столетия стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III-IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства (212), породила много портретов людей неримского происхождения. Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает высокоодухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом "Портретом сириянки".
Около 170 г. была отлита конная статуя итератора Марка Аврелия (121-180, римский император со 161), послужившая образцом для последующих европейских монументов. В XVI в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. "Философ на троне", стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье. В своем дневнике он писал: "Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава - недостоверна".
Конная статуя Марка Аврелия. Рим, Капитолийская площадь
Со второй половины II в. глубокий экономический и социально-политический кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и конфликт между индивидом и обществом, что находит свое отражение в портрете.
III в. - период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендаторы - колоны, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм, но развитие их тормозится рабовладельческими отношениями. В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. Скульптурный портрет этого времени полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Императоры, поднятые на щит копьями солдат, "фракийцы" и "аравитяне", не жили интересами государства, они проводили время в походах и редко умирали своей смертью. Их скульптурные изображения глубоко правдивы, жизненны и беспощадно разоблачительны. Это исторические документы эпохи, выраженные языком искусства. Мучительное раздумье, страх, неуверенность, отчаяние на лицах в этих портретах отражают трагические противоречия века ("Портрет Филиппа Аравитянина").
Портрет Филиппа Аравитянина. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Портретная голова Константина из базилики Константина в Риме
Несомненно, огромные пространства античного мира дали возможность развиться разным школам. Но в целом римская скульптура с конца III в. теряет чувство гармонии, столь свойственное античному мировосприятию. Рельефы триумфальных арок, саркофагов, алтарей беспокойны по настроению, перегружены деталями, в них отсутствует ясность композиции, фигуры деформированы, сами формы измельчены. Все чаще наблюдается уход от психологического портрета к орнаментальным, декоративным мотивам, иногда фигуры просто переделываются (когда христианство было официально признано). Так, эроты превращаются в гениев, богиня Победы - в ангела и пр.
Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия - христианство, возникшее в I в. и до 313 г. бывшее религией неофициальной. Согласно античному мировоззрению, человек - игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же и "мера всех вещей", достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с Античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом. Искусство приходило к победе символичности, к более условному, "графическому" языку. Приближались Средние века.
В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В следующем столетии Рим был захвачен Аларихом (410), через несколько десятилетий (455) разграблен вандалами. В 476 г. Западная Римская империя пала. Это был конец античной цивилизации. А через тысячу лег (1453) Греция вообще была закрыта для европейцев, ибо "второй Рим" - Константинополь пал под ударами турецких янычар. Но все это долгое тысячелетие Европа творила новое искусство новой эпохи - Средневековья, которому предстояло очень сложным путем, как очевидно нам "со ступенек времени", не только сберегать, но и развивать черты позднеантичного мира.
Искусство Северного Причерноморья
Особую страницу представляет в античные времена искусство Северного Причерноморья, где в период расцвета греческой полисной системы были основаны греческие города-государства: Ольвия, Херсонес, Феодосия (Кафа), Пантикапей и др.
Исследователи условно различают два этапа развития искусства Северного Причерноморья. Первый этап (VI-III вв. до н.э.) отмечен преимуществом греческих художественных произведений: черно- и краснофигурные вазы, мраморные скульптуры, бронзовые статуэтки. Они завозились из Греции и архипелага в обмен на хлеб, рыбу, кожу и т.д.; на этих образцах учились местные мастера. Однако искусство Северного Причерноморья существовало и развивалось в тесном общении с искусством местным, испытывая сильное влияние прежде всего скифов, а с первых веков новой эры - сарматов. Сочетание греческой и местной культуры, окрашенной этническим разнообразием, и дало искусству Северного Причерноморья самостоятельность в решении архитектурных конструкций, специфику сюжетов в живописи и большое декоративное мастерство, определив лишь ему присущий облик. С берегов Понта, из местных мастерских выходили уже иные образцы: живопись склепов с изображением богини земледелия Деметры (Пантикапей); по-иному, чем в Греции, трактованная пластика герм и рельсфов саркофагов; изделия торевтики из золота, бронзы, кости, воспринявшие скифскую плоскостность, линеарность, напряженность при внешней статичности и потрясающую лаконичность, о которой свидетельствуют бесценные сокровища скифских курганов (Куль-Оба, Чертомлык, Солоха и пр.).
Таманский сфинкс. Раскрашенный фигурный лекиф из Фанагории. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Женская статуя из Керчи. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
С I в. н.э. Северное Причерноморье попадает в орбиту влияния Рима. К середине IV в. причерноморские города хиреют, разделяя общий удел истории античных государств.