Искусство Римской империи
Первым императором Рима был Октавиан Август (период правления 27-14 гг. до н.э.). Позднее имя "Август" (возвеличенный богами) станет императорским титулом. Август способствовал восстановлению римского мира, отстраивал и украшал Рим, способствовал расцвету римской культуры и утверждению нового стиля в литературе и искусстве, который получил название "августовского классицизма". Основной целью нового стиля было прославление личности императора-полководца. В знаменитой статуе "Август из Прима Порта" он предстает в военных доспехах, но босым, подобно античному герою. Как свидетельствует история, Август был невысокого роста и имел хрупкое телосложение. Здесь же он изображен атлетом, черты лица идеализированы. Дельфин с фигуркой Амура подчеркивает божественное происхождение императорского рода. Эта статуя Августа - программное произведение эпохи империи. Классическое по форме, репрезентативное по содержанию - такое решение образа будет весьма привлекательным для имперского сознания всех последующих эпох. Красивый как бог Октавиан в своих многочисленных скульптурных изображениях значительно отличается от жестких, морщинистых, но правдивых предков-республиканцев.
Парадность, величественность, великолепие - таковы основные черты, присущие архитектуре этого времени. Форум Августа будет выражать идею торжества государства. В отличие от республиканских форумов, которые в большей степени носили характер торговых рынков, форум Августа носит парадный характер: в глубине стоит на высоком подиуме храм Марса-Мстителя - типичный римский храм с глубоким портиком коринфского ордера, стены облицованы белым мрамором. Октавиан достроил заложенный еще Цезарем театр Марцелла. Конструкция римского театра отличалась от греческого, который был как бы частью природы, где использовались склоны холмов, на которых располагались места для зрителей. Римский театр - это уже архитектура, где зрительные ряды располагались на специально возведенных, постепенно повышающихся полукругами стенах. В честь Августа в конце I в. до н.э. был возведен Алтарь Мира. Это небольшое прямоугольное в плане сооружение интересно прежде всего своими рельефами, которые украшают стены. Композиции рельефов сочетают в себе влияние греческой классики с римской детальностью и подробностью изображаемых сюжетов.
В скульптурных портретах римлян этой эпохи, внешне спокойных и бесстрастных, появляется чувство тревоги, которым проникалось сознание людей, окончательно утративших республиканские идеалы.
К "августовскому классицизму" относится третий, помпеянский стиль, "египтизирующий". Стиль изысканно декоративен, включал в себя элементы архитектуры, орнамент, восточные мотивы, часто повторяющиеся фигуры сфинксов, сюжеты из греческой мифологии.
Эпоха последующих династий продемонстрировала в полной мере имперскую сущность рабовладельческого сознания. Едва "изящный покров классицизма времени Августа спадет", литература и искусство начнут культивировать человеческие пороки. Императоры Тиберий, Калигула, Нерон из династии Юлиев-Клавдиев (I в. н.э.) стремились прежде всего к удовлетворению своих прихотей: строили роскошные дворцы, виллы. Империя вступала в свой зрелый период. Архитектура этого времени отличается гигантоманией, чрезмерно роскошной отделкой ("Золотой дом" Нерона), но одновременно - гениальным и дерзким инженерным решением. Новый строительный материал - бетон, арочно-блочные конструкции - давали возможность строителям воплощать грандиозные проекты. При императоре Веспасиане (69-79) был заложен огромный амфитеатр Колизей для гладиаторских боев, где представление могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Театр имеет форму эллипса, от арены отходят постепенно повышающиеся радиальные стены. Самая высокая внешняя стена представляет собой четырехъярусную аркаду с колоннами разных ордеров. В нишах арок стояли статуи. Конструкция Колизея подчинена его функциональному назначению. Зрители могли через 80 входов и выходов быстро заполнять и освобождать места.
В честь военных побед римские императоры воздвигали триумфальные арки. По архитектуре арки, как и по римским портретам, можно судить о художественных вкусах и нравах победителей. Арки украшались рельефами с изображением победных шествий воинов во главе с императором (Арка Тита, I в. н.э.).
Расцвет римской империи был связан с именами еще двух императоров: Траяна и Адриана (II в. н.э.). Время правления Траяна характеризуется возрождением республиканских традиций и обращением к наследию эллинизма. Масштабная строительная деятельность этого императора осуществлялась благодаря знаменитому зодчему Аполлодору из Дамаска, который построил форум Траяна - роскошный и величественный ансамбль с бронзовой статуей императора в центре, базиликой, библиотеками и сохранившейся колонной. Колонна Траяна (40 м) сложена из мраморных блоков круглой формы, на которых по спирали располагался рельеф, подробно повествующий о военных сражениях римлян во главе с императором. Траян прославлял прежде всего себя - его изображение помещено на колонне девяносто раз! Искусство этого времени отличалось стилизацией под позднереспубликанский портрет. Если сравнить статую Августа из Прима Порте со статуей Траяна, то мы увидим разницу в трактовке героических образов. В позе Траяна есть некоторая безразличная вялость, в отличие от возвышенного доблестного Августа.
К последнему этапу расцвета империи относится замечательный памятник эпохи Адриана - храм всех богов - Пантеон, в конструкции которого гармонично сочетаются все объемы цилиндра ротонды, перекрытой куполом, и параллелепипеда портика с колоннами коринфского ордера. Храм явился воплощением архитектурной и инженерной мысли Древнего Рима. В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет: ширина равна половине высоты всего здания, также получила разрешение идея осевой направленности круглого здания. Искусство времени правления Адриана (117-138) было ориентировано на греческую культуру. Самого Адриана скульпторы изображают похожим на греческих мудрецов - с бородой, сосредоточенным и задумчивым взглядом. Эстет Адриан был человеком своей эпохи, и в его чертах мы легко угадываем властного и надменного цезаря.
Во второй половине III в. н.э. в портретах начинает преобладать эмоциональное начало: легкая грусть, меланхоличность, задумчивость. Особенность обработки мрамора, совершенная техника в создании лица, прически делают эти портреты поистине шедеврами римского искусства ("Портрет сириянки", "Портрет мужчины"). К этому периоду относятся жизнь и правление Марка Аврелия - философа, полководца. Бронзовая конная статуя императора стоит на площади Капитолия. Трактовка образа лишена стереотипности, нет воинственности и властности, присущих таким памятникам, в лице и фигуре Марка Аврелия задумчивость и спокойствие.
Римляне в III-IV вв. н.э. строят грандиозные бани - термы. Особо отличались своими размерами знаменитые термы императора Каракаллы. Эти огромные помещения для отдыха и развлечений знати поражали своей роскошью и богатством декора. Римский плебс требовал "хлеба и зрелищ", проводя большую часть своего времени на форумах, в термах, амфитеатрах. Римская империя приближалась к своему логическому концу.
В скульптурных портретах императоров появляется злобность, ожесточенность, подозрительность. Образы страшны своим ничем не прикрытым реализмом (портрет Каракаллы, 211-217; портрет Филиппа Аравитянина, 244-249).
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. К этому периоду сформировалась новая картина мира, новые художественные идеалы, нашедшие отражение в следующий период истории.