Искусство гомеровской Греции (XI-VIII вв. до н.э.)
Троянская война (1200 г. до н.э.) положила начало крушению ахейской державы. На Балканах появились новые греческие племена - дорийцы, пришедшие с севера. Они вытеснили ахейцев и до основания разрушили их культуру. Дорийские племена стояли на более низком культурном уровне развития, и с их приходом закончился доисторический период Эллады. Города и дворцы были разрушены, торговля и мореплавание свернуты, связи с восточным миром прекратились, началась внутренняя миграция народов в поисках новых мест. Историки называют этот период "темными веками". Археологические раскопки показали нам картину формирования новой культуры, проявившейся прежде всего в погребальном обряде. Люди этого времени перестали строить гробницы, общие для всех членов семьи, а захоронения производили в индивидуальной могиле с использованием кремации, о чем свидетельствуют найденные сосуды с сожженными останками. На фоне многовековых размышлений человека о жизни и смерти в период "темных веков" появляются новые черты. "Смысл кремации заключался в необходимости разделения духа и тела. Разделяются две части мира, две части человеческой субстанции - материальная остается внизу в земле, у матери, а бессмертный дух возносится с дымом костра в небеса к отцу".
Период греческой истории с XI по VIII в. до н.э. принято называть "гомеровским", так как главным письменным источником для его изучения послужили поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", в которых соединились реальная история и миф, где складывается древнегреческий культ героя, отважного и доблестного воина. Такими были в гомеровских поэмах славнейшие герои: Аякс, Ахилл, Диомед. Образ героя пройдет через всю дальнейшую историю древнегреческого искусства.
Помимо литературы единственно значимым видом искусства в этот период была керамика, которая сохранилась в большом количестве. Прослеживаются два этапа в керамике: протогеометрический и геометрический. Именно геометрический характер покрывающих вазы узоров дал общее название - "геометрический стиль" - искусству эпохи.
В период геометрического стиля керамика стояла на относительно высоком как техническом (применение гончарного круга, обжиг), так и художественном уровне. Главными центрами производства становятся Аргос, Коринф и Аттика. В керамике создавались многие виды хозяйственной и бытовой утвари, обеспечивающие не слишком сложные потребности тогдашней жизни: простые миски для еды и горшки для варки пищи, чаши для вина, украшавшие пиршественный стол (более изящные по формам и орнаментации), и огромные амфоры и пифосы, предназначенные для хранения зерна, оливкового масла, вина. Наибольший художественный интерес представляют большие глиняные сосуды культового характера. Эти вазы богато орнаментировались. Связанные с культом мертвых, большие амфоры либо применялись как вместилища пепла, либо ставились в качестве своеобразного памятника над могилой. Обычно и могила заполнялась необходимыми в загробной жизни сосудами и утварью.
Наиболее полно типичные черты развитого геометрического стиля воплощены в найденных при раскопках афинского кладбища, находящегося у Дипилонских городских ворот, больших (свыше полутора метров высотой) амфорах начала VIII в. до н.э. Снизу вверх идет постепенное обогащение мотивов горизонтального узора. Сначала это просто параллельные линии, затем ленты становятся все шире, орнамент усложняется. Наконец, на расширенной верхней части сосуда дается большая условно трактованная сцена оплакивания умершего. Условный характер изображения, строгий ритм, геометрия орнамента [меандр] великолепно сочетаются с конструкцией формы вазы. Эстетическая ценность керамики "геометрического стиля" заключается в стремлении человека внести в непонятный и хаотичный мир элемент системы и упорядоченности. Эта эпоха была школой для греческих художников архаики и классики, первым периодом в развитии античного художественного мышления, когда выстраивалась четкая система координат, в соответствии с которой ваза представляла собой модель космоса и нового миропорядка.