Искусство архаики
С конца VIII в. до н.э. древнегреческое общество переходит на классовую стадию развития. Создается город-государство, или полис, возникновение которого было подготовлено всем ходом предшествующего развития греческого общества. Именно греческому полису обязана человеческая культура такими понятиями, как "личность", "свобода", "общественный дух", "гражданская общность". Этот период ознаменован переходом от геометрического орнаментализма к пластически значительным формам искусства. Возросший интерес к человеческому образу нашел выражение в архитектуре греческого храма, в прекрасных статуях юношей и девушек, в композициях росписей глиняных сосудов. Происходит "очеловечивание" картины мира. Накопленный греками опыт в познании мира требовал выражения не в геометрических знаках, а в реальных образах.
Осознание обобщенно-героического образа человека как высшей эстетической и этической ценности явилось великим завоеванием архаики. Архаические художники пролагали дорогу искусству классики, причем их понимание красоты человека и эстетической природы искусства осталось по-своему неповторимым. Мастер архаики видел красоту образа человека в постоянности его духовного состояния, в устойчивости пребывания образа в обтекающем его потоке жизни. Упругая напряженность силуэта, могучая ясность обобщенных форм, жесткое "противостояние" окружающей среде, торжественно ясная красота воплощенного в камень человеческого тела придавали необычайную внутреннюю силу, определяли огромную эстетическую активность архаических образов. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей - куросы. Статуя изображала атлета обнаженным, прямостоящим, одна нога выдвинута вперед, руки прижаты к туловищу, на лице застывшая улыбка, широко раскрытые глаза. Наивная архаическая улыбка делает образ доверчивым, открытым, ясным. В статуях отсутствует индивидуальное начало. В одном образе воплощено три начала: бог, герой, атлет. Женская фигура - кора - изображалась задрапированной, также статично, с такой же улыбкой на лице. Прекрасны мраморные статуи кор, которые были найдены в руинах афинского Акрополя. Они спокойны и сосредоточенны, их взоры устремлены перед собой. Если учесть, что мраморная скульптура раскрашивалась в яркие цвета, то можно себе представить, какую жизнеутверждающую, радостную энергию излучали эти безмолвные статуи, являясь воплощением совершенного идеала.
В городе-государстве воплощением жизни полиса становится его гражданственный и культовый центр - обычно это укрепленный акрополь. На акрополе господствующее положение занимал храм, посвященный божеству - покровителю города. Самый простой тип храма - храм в антах, с двумя колоннами на фасаде. Храм простиль имеет четыре колонны на фасаде. В амфипростиле колонны находятся на западном и восточном фасаде. Наиболее часто греки возводили храм периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру здания. Храм, собственно, и являлся воплощением духовного единства полиса, художественной моделью, выражающей миропорядок древнего грека, базовую картину мира. Стоично-балочная конструкция греческого храма положила начало архитектуре как таковой, без обязательной привязки к конкретному мифо-ритуальному контексту, как это было в образно-конструктивных системах Древнего Востока, дословно воспроизводивших мифы (храм - Мировая гора, колонна - Мировое древо). "Несмотря на то что центральной темой существования в архаике остается смерть, но ее впервые в древней культуре побеждает стремление к жизни. Потусторонний мир теперь отрезается от земного". (Л.И. Акимова). Идея разделения этих миров, выход в мир живых становится основой формирования модели мира в архитектурных формах. Потому неслучайно в период архаики возникает храм-периптер, окруженный со всех сторон колоннами. Основное помещение - наос, или целла, - располагалось за пронаосом, за целлой в опистодоме хранились дары. Хоровод колонн периптера вокруг материнского ядра - целлы - это хоровод жизни, в который включается и толпа поклоняющихся, обходя храм по кругу с дарами во время праздничных процессий. Конструктивная основа греческого храма - ордер - порядок соотношения несомых и несущих частей сооружения. К несущим относятся цоколь и колонны, завершающиеся капителью. Несомая часть состоит из перекрытия (антаблемента), который включает архитрав (балку, лежащую на колоннах), фриза, образованного из триглифов (торцы поперечных балок) рельефными плитами (метопами), и карниза. В архаический период возник дорический и ионический ордер, которые отличаются формой капителей. Греческий ордер является художественным воплощением борьбы двух начал: связи с землей и титанической попытки вырваться из ее материнского лона. Примером является храм Геры в Пестуме (VI в. до н.э.), грандиозный по размеру дорический периптер. В его тяжелом массиве, распластанном, льнущим к земле, чувствуется мощь материнского начала, препятствующая отрыву его от земли. Внутреннее пространство храма - наос, разделено при помощи колоннады на два нефа. Сакральный смысл храма, согласно Л.И. Акимовой, заключался в следующем: "Бог-солнце входит в храм через восточную дверь и идет умирать на запад. Достигнув апсиды, он переживает процесс трансформации и возвращается вновь на восток по другому нефу. Выход его из восточной двери - это выход из лона, восход над горизонтом - начало дневного пути. Храм воплощает идею долгого пути солнечного бога - историю его жизни, смерти и воскрешения". Таким образом, возникшие в эпоху архаики архитектурные принципы греческого храма получили дальнейшее развитие в классике и стали основой, на которой в последующие эпохи моделировались базовые картины мира средствами архитектуры.
Художественный аспект эволюции архаической керамики характеризуется развитием и обогащением эстетической выразительности форм, "архитектуры" сосудов, новым пониманием места и роли изображений в их украшении и, самое главное, - изменением стиля изображения. Следует заметить, что облагораживание форм сосудов происходило одновременно с созданием ордерной архитектуры. Гончары разрабатывали строго архитектоническую систему, подчеркивающую гармоничность, разумность и вместе с тем выразительность форм сосудов. Связь "конструкции" сосудов с их функциональным назначением выявляется теперь с большей ясностью и более непринужденной творческой свободой.
Основные типы сосудов были ясно определены, но каждый мастер вносил в пределы общей установленной системы свои индивидуальные оттенки решения. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.
Форма амфоры сложилась еще в гомеровскую эпоху. Кувшин с устойчивым основанием - гидрия - предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый, подобный огромной чаше кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина - килик - имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера - киафы - обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы - маленькие сосуды с одной грациозной ручкой; в них хранили умащения и благовония.
Появляется также и новая чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда, контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. К числу лучших чернофигурных ваз относится знаменитый подписной кратер гончара Эрготима и вазописца Клития, так называемая ваза Франсуа - одно из наивысших достижений в создании сюжетной многофигурной композиции. Кратер украшен серией лентообразных фризов, где Клитий сумел создать сложный мир, состоящий из мифов, эпосов, сказаний. "Ваза Франсуа - это "Илиада" вазописи, это единственный и неповторимый в Греции памятник искусства, собравший из фрагментов дошедших традиций высокохудожественную поэму о судьбе человека и космоса".
В чернофигурных греческих вазах исчезает орнамент, вместо него появляются написанные имена изображенных героев. На естественном фоне вазы изображались сюжеты, повествующие о судьбах героев (Эксекий, амфоры "Ахилл и Пентесилея" и "Ахилл и Аякс играют в шашки", третья четверть VI в. до н.э.).
В 530 г. до н.э. появляется новый способ росписи ваз - краснофигурный, при котором фон покрывается черным лаком, а изображение остается в цвете глины. Впервые эту технику применил мастер Андокид. Новая техника раскрыла возможности рисунка в передаче деталей одежды, природы. Мир в краснофигурных росписях предстает более реальным, наполненным человеческими взаимоотношениями и эмоциями. Крупнейшим мастером краснофигурной росписи был Эвфроний (роспись на кратере "Борьба Геракла и Антея").
Искусство архаики, создав тип храма-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, заложило основы всей художественной системы следующего периода - греческой классики.