Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона также является новым институтом международного морского права, предусмотренным Конвенцией 1982 г., но не Женевскими морскими конвенциями 1958 г. Этот институт связан с институтом территориального моря.

Согласно Конвенции 1982 г. исключительная экономическая зона "представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему" (ст. 55).

Здесь речь идет именно о территориальном море данного прибрежного государства. Государство не вправе установить исключительную экономическую зону, прилегающую к территориальному морю другого государства, или к скале (которая не имеет территориального моря), или к международной территории (например, к Антарктиде).

Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией 1982 г. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство в своей исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в исключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Другие государства могут возводить здесь искусственные острова, сооружения и установки только с согласия прибрежного государства.

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне также осуществляются с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство может отказать в проведении научных исследований, если они, например, имеют непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов экономической зоны, как живых, так и неживых.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам.

Другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабелей и иными видами использования моря, относящимися к названным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции 1982 г., относящиеся к правовому режиму открытого моря (в том числе о неправомерности претензий на суверенитет; о свободе судоходства и т.д.), за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. Последнее касается в первую очередь суверенных природоресурсных прав прибрежного государства в его исключительной экономической зоне.