Искажение системы ценностей
В периоды социальных потрясений, смены общественно-экономического строя, изменения политической ситуации существенно перестраивается система ценностей нации. Эту закономерность легко увидеть на примере нашей страны в 1990-е гг. Переход к свободному предпринимательству вызвал такие ориентации, как материальный успех любой ценой, жизненный жесткий и даже жестокий рационализм, стяжательство, спокойное отношение к коррупции, поощрение взяточничества, возможность достижения целей путем обмана, мошенничества и др. Пошатнувшаяся мораль выразилась и в социальном устройстве страны: в отсутствии "социальных лифтов" для молодежи, невостребованности креативности, сложности самореализации. Жизненные и экономические трудности привели к тому, что нравственные устои и духовность на какое-то время обесценились, т.е. перестали быть ценностями.
Нарушение мировоззрения человека и системы нравственности в обществе приводит к равнодушию, социальной апатии, нравственному нигилизму личности, маргинализации. Сегодня в стране созрело ясное понимание, что без возрождения и укрепления нравственных устоев развитие страны (и даже ее существование) становится невозможным, поэтому возрождение системы традиционных для России и общечеловеческих ценностей – одна из важнейших задач нации, в которой активную роль играет школа.
Аксиологический (ценностный) подход к воспитанию
Аксиология – раздел философии, посвященный становлению, развитию системы ценностей и ее влияние на социум. Одно из положений науки – обусловленность генезиса аксиологического знания культурным развитием. Другими словами, на ОГЛАВЛЕНИЕ ценностной системы общества и ее развитие приоритетное влияние оказывает культурно-цивилизационный уровень данного общества. Последовательное чередование исторических эпох, создающее определенные экономические, политические и социальные условия, определяют специфику актуальных ценностей своего времени. Такие группы ценностей составляют основу воспитательных идеалов, которые реализуются старшими поколениями в воспитательной практике. Следовательно, становление ценностного базиса общества опирается на опыт прошлого, реализует современность и определяет будущее, обеспечивая человеческий прогресс.
Педагогическая аксиология – раздел педагогической пауки, рассматривающий роль и педагогическое значение ценностей с позиций определения организации, содержания образования и путей его реализации (Б. М. Бим-Бад, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин). В центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) (А. П. Балицкая, Т. И. Пороховская). Аксиологический подход в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.
Воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей. Оно национально, так как по-разному трактует эти ценности. Доминирующие в национальной культуре ценности неизбежно влияют на воспитание в первую очередь. Это сказывается на иерархии сфер жизнедеятельности. У каждого народа есть сильная сторона – сфера проявления и расширенное воспроизводство во всех тонкостях именно этой сферы деятельности.
Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.