Лекция 9. Искажение информации в деловом общении

После изучения данной главы студент должен:

знать

• основные причины искажения информации человеком;

уметь

• определять в процессе взаимодействия, правду или ложь говорит собеседник;

владеть

• методиками распознавания лжи.

Данная глава раскрывает современные подходы к таким распространенным явлениям, как ложь, обман, искажение информации. Людям, работающим в формате "человек – человек", неоднократно придется сталкиваться с этими явлениями. Неискреннее общение – это общение, в процессе которого используется представление не соответствующей действительности информации.

Обман: проблемы общения

Ложь аморальна. Однако каждый из нас хоть раз в жизни солгал.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что ему сообщали неистинную информацию. Многоликость этого явления люди постигают на собственном опыте, на протяжении всего своего существования. Ложь пронизывает буквально все сферы человеческой деятельности. С раннего детства мы опутаны множеством условностей, сопровождающих наше общение с другими людьми. Дети уже с младенческого возраста знают, что существуют правда и ложь. Именно в этом еще достаточно нежном возрасте появляются первые, пока еще неумелые попытки соврать, обмануть другого.

Не произойдет открытия, если сказать, что обманом пользуются все в большей или меньшей степени. Каждый человек понимает это, однако вряд ли кто из нас сочтет себя обязанным говорить всегда "правду, только правду и ничего кроме правды". И это естественно, как и то, что никто не хочет быть уличенным в обмане и сознательно не хочет, чтобы его обманывали. Исходя из широкой распространенности такого феномена, как ложь, обман, можно сказать, что обман является социокультурным феноменом. Его можно порицать, но нельзя отрицать его наличие.

Психологические исследования распознания "лжи – искренности" ведутся вот уже более ста лет. Психология понимания и распознавания неистинных сообщений, много лет разрабатываемая на Западе, для российской науки относительно новая и малоизученная область исследований. Неистинная информация настолько существенный фактор, что без его учета и анализа невозможно составить полное и глубокое представление о взаимоотношении людей. Неистинные сообщения – своего рода атрибутивная черта человеческой коммуникации, и поэтому умение лучше понимать и распознавать их важно практически для всех аспектов жизни.

Искажение информации, формы ее проявления и причины, порождающие данный феномен поведения, исследуются философами, психологами, юристами, педагогами. Разобраться в сущности лжи, рассмотреть морально-психологические аспекты данного явления, разработать рекомендации, которые могли бы помочь ограничить искажение информации в общении, пытались еще античные философы, начиная с Платона и Аристотеля. Уделяли внимание вопросам искажения информации Н. А. Бердяев, Ж. Дюпра, О. Липман, М. Монтень, Н. Макиавелли, В. С. Соловьев, А. Шопенгауэр и др.

Классификация видов искажений информации

Ложь, обман, вранье... В чем заключается разница? Разные авторы предлагают классификации с опорой на разные основания. Рассмотрим некоторые из них.

Ю. В. Щербатых предложил две различные классификации. В одной из них основанием для классификации служит наличие или отсутствие выгоды от искажения информации. В ее основу положен "прагматический" подход, т.е. обращается внимание на то, кто в основном извлекает выгоду из неистинного сообщения:

• обманывающий извлекает выгоду за счет нанесения вреда другому человеку (обещание высоких дивидендов в финансовых пирамидах "МММ", "Властелина" и пр.);

• обманывающий извлекает выгоду без нанесения вреда другому человеку (опоздавший ученик оправдывает свое опоздание отсутствием транспорта);

• обман без извлечения выгоды (из вредности, зависти);

• обман в пользу другого человека (из благих побуждений: врач обманывает больного);

• никто не извлекает выгоды от обмана (фантазии, мечты).

Ю. В. Щербатых также предлагает еще одну, "полярную" классификацию обмана. В ее основу положено количество объектов коммуникации.

Самообман. Сюда можно включить иллюзии и ситуации, когда человек обманывает сам себя. Это может быть формой психологической защиты.

Если в коммуникации участвуют два человека, то причина искажения информации может быть в трех звеньях: в том, кто передает ложное сообщение; в канале передачи информации; в том, кто информацию неправильно воспринимает. Каждый из этих пунктов можно разбить еще на несколько подпунктов. Например, ошибки канала передачи информации могут возникнуть на вербальном (когда собеседник неправильно понимает слова) и на невербальном (когда неправильно воспринимаются жесты) уровнях.

Групповой обман – один человек обманывает многих.

Массовый обман – одна группа вводит в заблуждение другую группу людей.

Два человека вводят в заблуждение друг друга.

Взаимный обман, при котором негативные или позитивные эмоции искажают взаимное восприятие людей друг другом, в результате чего объективная оценка становится невозможной.

Д. И. Дубровский определяет обман как "ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано". Однако он разделяет обман как действие субъекта, который преследует определенные цели и интересы, и обман как результат, т.е. как действие, которое достигает своей цели (иногда действие оказывается неэффективным: люди могут распознать обман). В своей классификации он выделяет:

намеренный обман (корыстный или бескорыстный, т.е. продиктованный соображениями долга, тактичности, или вызванный принуждением, шантажом) и ненамеренный,

злонамеренный и добродетельный:

полуправду,

самообман.

Американский ученый П. Экман подразделяет искажение информации на две основные формы – умолчание и искажение. При умолчании истинная информация скрывается, но не сообщается ложная. При искажении (фальсификации) не только скрывается правда, но и представляется взамен ложная информация.

Наиболее содержательный анализ данной категории был проведен в работах В. В. Знакова. Проведенный анализ существующих понятий и определений позволил структурировать и обобщить понятия, входящие в категорию "искажение информации". И хотя в данной классификации не отражены различные намерения субъекта, такие как достижение корыстных целей или же справедливости, избежание собственного наказания или защита другого человека, тем не менее данная классификация представляется наиболее полно освещающей позиции искажающего информацию субъекта.

Так, В. В. Знаков предлагает характеризовать различия по трем основным признакам:

• фактическая истинность или ложность утверждения;

• вера говорящего в истинность или ложность утверждения;

• наличие или отсутствие у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего.

Эти три признака дают основание для классификации разновидностей правды и психологического анализа отличий от ее антиподов – неправды, вранья, лжи и обмана (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Классификация неистинной информации (по В. В. Знакову)

Соответствие или несоответствие высказывания фактам

Утверждение говорящего соответствует фактам

Утверждение говорящего не соответствует фактам

Наличие или отсутствие намерения обмануть партнера

Говорящий верит в истинность утверждения

Говорящий не верит в истинность утверждения

Говорящий верит в истинность утверждения

Говорящий не верит в истинность утверждения

Говорящий не имеет намерения обмануть партнера

Правда – субъект говорит то, что соответствует фактам, он верит в истинность утверждения и не имеет намерения обмануть собеседника

Правда или "случайная правда" – субъект сомневается в истинности своего суждения, но по тем или иным причинам делает его

Неправда или заблуждение – человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается – в результате он говорит неправду, считая ее правдой

Неправда – человек в шутку сознательно искажает правду. Это метафоры, ирония, аллегории

Вранье – не рассчитано на веру и не ставит целью обмануть собеседника, получить личную выгоду. Фантазии

Говорящий имеет намерение обмануть партнера

Обман – основан на желании создать у собеседника ложное представление о предмете обсуждения без искажения реальных фактов. Обычно основывается на эффекте обманутого ожидания

Мнимая ложь – человек может думать, что он лжет, сообщая собеседнику истину. Это мнимая, кажущаяся ложь

Самообман – человек, получая какое-то знание, не верит в его правдоподобие или отрицает его. Субъект знает, что отрицаемое суждение является ложным, и в то же время убеждает себя в его истинности

Ложь – умышленная передача сведений, не соответствующих действительности