Инжиниринговые операции
Международный инжиниринг – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями.
Торговля инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической революции.
Ведущими экспортерами инжиниринговых услуг являются компании стран с рыночной экономикой, таких как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония. Международный инжиниринг обладает рядом особенностей.
Первая особенность инжиниринга – функционирование в качестве одной из услуг производственного назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте; например, проектирование, консультирование, обучение.
Второй особенностью инжиниринговых услуг является то, что они связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечное потребление реальных благ и услуг.
Третья особенность инжиниринга заключается в том, что ему присущи коммерческие свойства, проявляющиеся в процессе купли-продажи.
Четвертая особенность инжиниринга – это его отличие от лицензий и ноу-хау. Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым квалифицированным специалистам научно-технических, производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, т.е. их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, ноу-хау, новых технологий осуществляется их реальным владельцем или автором.
Вполне возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и ноу-хау. Основными факторами успеха на мировом рынке являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире в настоящее время выходят крупные международные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять "междисциплинарный" инжиниринг.
Так как сотрудничество между инжиниринговыми фирмами является весомым аргументом в конкурентной борьбе, то довольно часто применяются такие основные формы кооперации труда, как образование новой компании в результате слияния при поглощении одной из фирм, создание совместных предприятий долгосрочного типа, создание краткосрочных совместных предприятий для выполнения конкретного проекта, заключения соглашений о сотрудничестве. Довольно часто практикуется создание консорциумов, что облегчает получение заказа за счет вхождения в него банковских и государственных финансовых организаций. Возможно создание временных консорциумов.
Обширный комплекс операций инжиниринговых фирм можно ориентировать по проектно-консультационным, подрядным и управленческим видам деятельности (рис. 14.2).
Управленческая деятельность инжиниринговых фирм заключается в оказании услуг по организации производственной структуры и административного управления на основе передового мирового опыта.
Инжиниринговые фирмы занимаются разработкой новейших методов планирования производства продукции на основе маркетинговых исследований рынка, новых подходов к учету и отчетности, модернизации структур управления, контроля качества продукции и т.п.
Существенной проблемой является определение оптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изучается конкурентный материал из различных регионов мирового рынка. Используются также и установившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20% общих затрат на его сооружение.
Иногда приходится рассчитывать оплату (в случае полного отсутствия аналогов) исходя из почасовой оплаты работы специалистов. При этом величины могут быть следующими: для специалистов высокого класса – 60–70 долл. за час, среднего класса – 30–35 долл., низшего – 20–25 долл. Средняя фирма имеет в основном штате не менее трех-четырех высококвалифицированных специалистов и одного-двух секретарей, остальных специалистов фирма может привлекать по мере необходимости.
Рис. 14.2. Основные операции инжиниринговых фирм при выполнении заказа:
1 – изучение конъюнктуры рынка заказчиком и инжиниринговой фирмой по поводу размещения заказа (исполнения работ); 2 – заключение контракта на выполнение инжиниринговых услуг; 3 – получение кредитов в банке инжиниринговой компанией; 4 – получение кредитов заказчиком; 5 – разработка технико- экономического обоснования; 6 – разработка технорабочего проекта; 7 – контроль хода работы; 8 – обучение персонала и изготовление первой партии товара; 9 – сдача объекта; 10 – оплата за выполнение работы по контракту; 11 – оказание услуг по реализации производственной структуры; 12 – совершенствование управления