Г. Иные полномочия
Европейская комиссия вправе участвовать в пересмотре учредительных документов ЕС. Помимо нрава предлагать поправки в учредительные документы, которое является одним из элементов ее инициативных полномочий (см. выше), Комиссия в рамках "обычной процедуры пересмотра" учредительных документов (§ 2–5 ст. 48 ДЕС) участвует в формировании Конвента для подготовки на основе консенсуса соответствующих реформ. Представители Комиссии выступают полноправными членами Конвента наравне с представителями национальных парламентов, руководителей государств-членов и Европейского парламента. Комиссия также является полноценным участником процесса пересмотра Хартии Европейского Союза об основных правах, текст которой утверждался ею совместно с Европейским парламентом и Советом ЕС (см. 2.2).
Комиссия выносит заключения по заявкам третьих стран, желающих стать новыми государствами – членами ЕС. После получения заключения Комиссии Совет ЕС принимает официальное решение о приеме или отклонении каждой заявки. Если заявка принята, и третья страна стала государствам-кандидатом, то ведение переговоров о вступлении, в том числе в целях проверки выполнения условий приема в ЕС и выработки договора о присоединении, поручается Комиссии. В переговорах участвуют и представители действующих государств-членов (см. 1.1).
Европейская комиссия также имеет ряд полномочий по участию в формировании других инстанций, из которых складывается институциональный механизм ЕС. Данные полномочия, однако, ограничены нижестоящими элементами институционального механизма ЕС, т.е. относится только к "органам" и "учреждениям" вспомогательного и консультативного характера, но не к другим руководящим органами – "институтам" ЕС (см. 4.1).
Так, Европейский контролер по защите данных, играющий роль "информационного омбудсмана" ЕС, избирается совместно Европарламентом и Советом из числа кандидатур, представленных Комиссией. Комиссия совместно с государствами-членами назначает своих представителей во многие консультативные органы и учреждения ЕС, например, в Комитет по вопросам занятости (включает по два представителя от каждого государства-члена и Комиссии), в Административный совет Европейского инвестиционного банка (включает 28 администраторов – по одному от каждого государства-члена и от Комиссии), в Административный совет Европейского агентства по морской безопасности (включает по одному представителю от каждого государства-члена, четыре представителя Комиссии и еще четыре назначаемых Комиссией представителя соответствующих отраслей с правом совещательного голоса).
Председатель Европейской комиссии является пленом высшего института политической координации ЕС – Европейского совета, который осуществляет разработку основных направлений внутренней и внешней политики ЕС (см. 4.3).
В соответствии с § 1 ст. 17 ДЕС Комиссия признана одним из официальных представителей ЕС па международной арене, т.е. во взаимоотношениях со странами, не входящими в состав ЕС (третьими странами) и международными организациями. Представительские полномочия Комиссии распространяются на все сферы внешней компетенции ЕС, за исключением ОВПБ. По вопросам ОВПБ, в рамках которой формируется единый курс государств-членов в международных делах, главным представителем ЕС выступает Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, являющийся по должности вице-председателем Комиссии (см. 3.5).
Комиссия также представляет Европейский Союз как юридическое лицо в имущественных и неимущественных отношениях, в том числе, при необходимости, в национальных и международных судах на территории государств-членов и третьих стран (см. 3.4).
Как и Совет ЕС, Комиссия наделена практически не ограниченным правом издавать рекомендации (ст. 292 ДФЕС), т.е. правовых актов Союза, не имеющих юридически обязательной силы, но способных использоваться для толкования других источников права ЕС (см. 2.5).