Иные и другие права
В четвертой части ГК РФ указывается на существование такой категории прав, как иные и другие права. К иным относится право следования, право доступа и др. (1226 ГК РФ).
К другим правам авторского права ГК РФ относит право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (п. 3 ст. 1255), а в рамках патентного права право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца (п. 3 ст. 1345).
Из приведенной классификации видно, что такие права, как право следования и право доступа, ГК РФ одновременно относятся как к "иным", так и к "другим" правам. Кроме того, в законе используется термин "иные права" в сочетании с личными неимущественными правами (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). В связи с этим существует мнение, что термин "иные права" можно рассматривать в качестве синонима понятия "другие права".
Таким образом, законодатель допускает неоднозначное восприятие терминов "иные права" и "другие права"[1].
Право на вознаграждение
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 указано, что право на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности (кроме права на вознаграждение за использование служебного произведения) входит в состав исключительного права.
Право на вознаграждение сохраняется у автора, исполнителя, изготовителя фонограммы, у обладателя исключительного права даже в случаях, если исключительное право ему не принадлежит, или оно существенно ограничено (например, в случаях вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, создания аудиовизуального произведения; использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях).
Однако отсутствие в законе однозначной связи права на вознаграждение за использование служебного произведения и исключительного права не дает право утверждать, что автор (сотрудник организации, связанный трудовыми отношениями) не имеет право на получение дополнительного вознаграждения. Данные отношения характеризуются связью определенных субъектов (сотрудника и работодателя) и обязательной процедурой вознаграждения.
Основной вопрос, который должен возникнуть – являлось ли задание служебным, т.е. входило ли оно в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в трудовые обязанности работника не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное – исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Однако это вознаграждение уже не будет относиться к служебному.
Право на вознаграждение за использование служебного РИД в равной мере относится и к объектам патентного права: изобретение, полезная модель или промышленный образец (п. 3 ст. 1345 ГК РФ).
Более подробно данные отношения описаны в параграфе 3.3.
Право доступа
Данное право связано только с двумя категориями РИД – произведения изобразительного искусства и произведения архитектуры (ст. 1292 ГК РФ).
Данное право регулирует отношения между авторами данных РИД и теми субъектами, которым исключительные права на данное произведение были отчуждены (правообладателями, собственниками оригинала РИД). Целью данного права является обеспечение автора произведения изобразительного искусства правом требовать у собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. В том числе автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.
Гражданский кодекс РФ не относит данное право ни к исключительным, ни к личным неимущественным правам. Авторы считают, что "право доступа не является самостоятельным правом, а носит характер производного от исключительного права на воспроизведение произведения изобразительного искусства или произведения архитектуры. В этом смысле оно приобретает качество обслуживающего, акцессорного права, а следовательно, неразрывно с ним. Поэтому право доступа следует судьбе основного права, т.е. при переходе к другому лицу права на воспроизведение к нему, переходит также и право доступа"[1].