"Инвесторы в людей" – показатель высокого имиджа организации в глазах сотрудников
В середине 2002 г. российское отделение транснациональной компании TNT Express первым в нашей стране получило аккредитацию по международной программе "Investors in people" (IP) – "Инвесторы в людей". Подготовка к сертификации заняла год, по истечении которого соответствующий аудит был успешно пройден.
Программа IР разработана в 1991 г. под эгидой Британской конфедерации промышленников и Британского конгресса профсоюзов. Для обеспечения успешного распространения и развития стандарта в 1993 г. была создана общественная организация "Investors in people". С 1997 г. программа приобрела международный статус. К 2002 г. сертификацию прошли 26 393 компании по всему миру. На своей родине сертификат IP очень престижен. Британские компании всегда упоминают об участии в данной программе: это делает их привлекательными как для потенциальных сотрудников, так и для инвесторов и клиентов.
Результаты реализации IP подтверждают, что благодаря определенным навыкам персонал способен привести предприятие к достижению его бизнес-целей. Он "работает" как интегратор эффектов, получаемых от выполнения других стандартов.
Использование стандарта, создание базы для повышения профессионального уровня бизнеса и его конкурентоспособности позволяет руководству компании объективно оценивать, что могут и должны делать сотрудники для процветания предприятия, насколько они мотивированы и т.д. Данный процесс, будучи непрерывным, нацелен на улучшение имиджа фирмы, а главное – ее положения в своем рыночном секторе.
Руководство компаний, внедривших IP, выполняет четыре важнейших требования:
1) обязательно тренировать, развивать и ориентировать сотрудников на достижение основных бизнес-целей;
2) постоянно выявлять потребности в обучении и развитии сотрудников по результатам их работы (например, в ходе регулярного контроля за выполнением поставленной задачи);
3) следить за тем, чтобы все потребности в обучении были удовлетворены;
4) оценивать эффективность тренингов по результатам выполнения поставленных задач.
Предприятие, которое стремится получить признание как Investor in people, должно пройти аудиторскую проверку по каждому индикатору (оплачивается только проезд и проживание эксперта). Сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям IP, действует один год, по прошествии которого аудиторы вновь аттестуют компанию. Третий раз проверка проводится через полтора года, далее – один раз в три года.
Экспертиза на соответствие российского офиса TNT Express требованиям IP заняла три дня. За это время проверяющий побеседовал с 20% персонала, выясняя, довольны ли они своей работой, зачем и чему учатся.
Стандарт IP базируется на следующих принципах.
Обязательства. Компания полностью подтверждает готовность развивать и обучать своих сотрудников для достижения основных бизнес-целей:
• предприятие обязано способствовать развитию своих сотрудников;
• предприятие поддерживает сотрудников в повышении их собственного профессионального уровня и уровня других сотрудников;
• предприятие оценивает вклад сотрудников в развитие предприятия;
• предприятие обязано предоставлять равные возможности в развитии всем своим сотрудникам.
Планирование. Организация "Investor in people" четко понимает свои цели и задачи, а также то, что требуется персоналу для их достижения:
• у предприятия есть четкий, понятный каждому бизнес- план;
• программа развития сотрудников столь же важна, сколь цели и задачи предприятия;
• сотрудники сами оценивают, насколько они содействуют достижению целей и задач предприятия.
Действие. Investor in people развивает свою организацию через развитие сотрудников:
• руководство реально поддерживает развитие сотрудников;
• сотрудники эффективно учатся и развиваются.
Оценка. Investor in people осознает влияние вложений в персонал на конечный результат компании:
• развитие сотрудников повышает профессиональный уровень предприятия, команды и самих сотрудников;
• сотрудники оценивают влияние программы их развития на профессиональный уровень предприятия, команды, их самих;
• предприятие улучшает программу развития своих сотрудников.
Каждый из перечисленных индикаторов дополняется описанием деятельности руководства и персонала, после чего создается внутренний документ компании – например, программа развития сотрудников.
В чем заключается практическая польза стандарта? Повышается продуктивность и прибыльность (обученные и мотивированные сотрудники работают лучше и эффективнее); снижаются себестоимость и затраты; значительно улучшаются результаты программ качества (IP – существенное дополнение к стандарту ISO 9000); повышается мотивация и дисциплинированность работников, сокращается количество прогулов, развивается творческое мышление людей, которые идентифицируют себя с предприятием; лучше удовлетворяются запросы клиентов; публичное признание реальных достижений помогает привлекать высококлассных специалистов; повышается конкурентоспособность.
Предприятие, достигшее признания, получает значительную коммерческую выгоду. По мнению одного из менеджеров российского отделения TNT Express, сертификация помогла достичь высоких финансово-экономических результатов: второй год подряд ежегодный рост оборота компании достигает 40%, степень удовлетворенности клиентов за год повысилась с 76,5 до 98,7%, текучесть кадров снизилась на 50%, а удовлетворенность сотрудников работой в компании достигла 98,6%[1].
В России ежегодно определяются победители на получение Национальной премии "Лучший работодатель России".
Премия направлена в поддержку инициатив Президента РФ и Правительства РФ в социальной сфере по выделению и поощрению предприятий и организаций, которые наиболее ответственно подходят к решению социально значимых задач и проблем, таких, как сохранение и создание новых рабочих мест, обеспечение прав и защиты трудящихся, своевременная оплата труда, трудоустройство молодых сотрудников.
Мнение работников о том, кто является лучшим работодателем, отражается в результатах исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. В конце 2007 г. данные этого Центра были такими:
Лидером опроса стал Газпром. Почти половина – 44% – респондентов назвали холдинг в числе наиболее желанных мест работы, и 38% опрошенных присудили компании статус лучшего работодателя.
На втором месте по приоритетности для потенциальных соискателей работы стали компании "Роснефть" и "Лукойл" – их выбрали бы по 23% респондентов. Лучшими в плане будущей карьеры компаниями банковской сферы респонденты назвали Сбербанк России (22%), а также Внешторгбанк (13%). Работу в РАО "ЕЭС России" выбрали бы 15%. В "Российские железные дороги" хотели бы устроиться 12% опрошенных, в "Аэрофлот" – 9%. Компания "Норильский никель" оказалась привлекательной в плане трудоустройства для 8% респондентов. По 4–6% опрошенных назвали "АвтоВАЗ" и компании сотовой связи "Билайн Вымпелком" и МТС. Страховые компании, по мнению респондентов, не входят в число перспективных мест для работы: в АО "Росгосстрах" хотели бы трудиться только 4% опрошенных. Пищевая промышленность также не называется в числе наиболее интересных вариантов для трудоустройства: только 2% выбрали предприятие отрасли – компанию "Вимм- Билль-Данн". По столько же респондентов заявили, что из возможных мест работы выбрали бы "Евразхолдинг" и "Русал"[2].
Текущее мнение, по-видимому, модифицировал экономический кризис.