Инвентаризация
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация – не только средство контроля реальности учетных данных, но и способ отслеживания и регистрации таких операций и явлений, которые не поддаются документальному оформлению в момент их совершения. С помощью инвентаризации в учете отражаются естественная убыль товарно-материальных ценностей, потери, недостачи, излишки, а также устанавливается правильность расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями и т.д. Инвентаризации имущества и обязательств посвящена ст. 11 Закона о бухучете.
Инвентаризация проводится в строго установленном порядке с соблюдением необходимых последовательно проводимых действий и процедур. Как правило, любая инвентаризация состоит из следующих этапов: подготовительные мероприятия (издание приказа руководителя о проведении инвентаризации, создание инвентаризационной комиссии), собственно натуральная (вещественная) и документальная проверка (заполнение инвентаризационных описей), сравнительно-аналитические мероприятия (сличение инвентаризационных описей с документами и регистрами бухгалтерского учета), заключительные мероприятия (издание приказа по результатам инвентаризации). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Калькуляция
Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции, которая является одним из наиболее сложных элементов методологии бухгалтерского учета.
Калькуляция – это способ группировки затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг. Дело в том, что при изготовлении продукции, приобретении товаров для перепродажи, выполнении работ и оказании услуг в процессе хозяйственной деятельности происходит использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это основные составляющие издержек производства и обращения, от рационального использования которых зависит величина получаемой бухгалтерской прибыли.
Осуществляя калькуляцию затрат, соотносимых с себестоимостью продукции (товаров, работ, услуг) следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в соответствии с Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России, а также Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и ЗЗн, где установлены правила о доходах и расходах организации, применяемые с 1 января 2000 г.
Совокупность затрат (себестоимость) в процессе изготовления продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Производственные затраты группируются по элементам затрат и статьям калькуляции. Элементы затрат представляют собой укрупненную группировку производственных расходов. Это материальные, трудовые, социальные, амортизационные и прочие затраты. Помимо укрупненной группировки по элементам в процессе калькуляции применяется более детальная группировка расходов по статьям (счетам).
В крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета: "Основное производство"; "Вспомогательные производства"; "Общепроизводственные расходы"; "Общехозяйственные расходы"; "Брак в производстве"; "Расходы будущих периодов".
Наиболее типичным калькуляционным счетом является счет 20 "Основное производство", в дебет которого с кредита корреспондирующих счетов списываются фактические затраты, связанные с производством.
Применение такого элемента бухгалтерской методологии, как калькуляция, или группировка хозяйственных операций, приводит к возникновению обобщенных результатов, которые могут быть непосредственно отражены как в балансе, так и в отчетности организации в тот или иной период времени.
Баланс – это способ укрупненной экономической группировки имущества по его составу и источникам его формирования за отчетный период в денежном выражении, на определенную дату. Бухгалтерский баланс содержит конкретные данные об остатках средств и источниках их формирования, а также о наличии дебиторской и кредиторской задолженности на отчетную дату.
Бухгалтерский баланс – это таблица, состоящая из двух частей, поскольку имущество организации рассматривается с двух позиций:
1) по составу и размещению (актив);
2) по источникам образования (пассив).
Таким образом, имущество организации отражается в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (активы), другая – из каких источников они возникли (пассивы). Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования. Основное правило баланса: актив равен пассиву.
В общем виде бухгалтерский баланс можно представить следующим образом.
Актив |
Пассии |
Внеоборотные активы Оборотные активы |
Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства |
Актив и пассив баланса состоят из разделов, в которых последовательно сгруппированы различные счета, по которым отражаются остатки (сальдо) по состоянию на определенную дату различных видов объектов бухгалтерского учета. Например:
Актив |
Пассив |
|
I. Внеоборотные активы 01 Основные средства 04 Нематериальные активы II. Оборотные активы 10 Материалы |
III. Капиталы и резервы 80 Уставной капитал 82 Резервный капитал 83 Добавочный капитал 84 Нераспределенная прибыль |
|
I. Внеоборотные активы 01 Основные средства 04 Нематериальные активы II. Оборотные активы 10 Материалы 20 Незавершенное производство 43 Готовая продукция 41 Товары 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 62 Расчеты с покупателями и заказчиками 68 Расчеты по налогам и сборам 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 71 Расчеты с подотчетными лицами 75 Расчеты с учредителями 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
III. Капиталы и резервы 80 Уставной капитал 82 Резервный капитал 83 Добавочный капитал 84 Нераспределенная прибыль 86 Целевое финансирование IV. Долгосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 62 Расчеты с покупателями и заказчиками 68 Расчеты по налогам и сборам 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 71 Расчеты с подотчетными лицами 75 Расчеты с учредителями 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
|
Таким образом, баланс – это точная информация об остатках средств (оборотных и внеоборотных) и источниках их образования (собственных (капиталы и резервы) и привлеченных) на определенную дату.
Отчетность. Составление бухгалтерской отчетности (в совокупности с балансом) является завершающим этапом обобщения комплекса хозяйственных операций, имеющих место в организации в определенный отрезок времени.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Общие правила ее формирования содержатся в ст. 13 "Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности", ст. 14 "Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности" Закона о бухучете и разд. 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Более детально отношения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности урегулированы Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. В новом Законе требования к бухгалтерской отчетности содержатся в ст. 13,14.
Отчетность (в совокупности с балансом) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-хозяйственную деятельность организации за определенный период и на отчетную дату. Эти показатели используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения организации на рынке.
Так, бухгалтерская отчетность состоит из таких форм, как: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложения к формам № 1 и 2; отчет об изменении капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); отчет о целевом использовании полученных средств. Кроме того, в состав бухгалтерской отчетности входит: пояснительная записка; аудиторское заключение (для организаций, подлежащих обязательному аудиту); сопроводительное письмо бухгалтерской отчетности.
Таким образом, кратко рассмотрев все элементы методологии бухгалтерского учета, можно сделать вывод о том, что, будучи задокументированы, оценены и структурированы по соответствующим счетам аналитического и синтетического учета, скалькулированы надлежащим образом, хозяйственные операции за определенный временной промежуток трансформируются в отчетность организации, которая дает объективную картину деятельности экономического субъекта.
Очевидно, что все эти сложнейшие процессы должны быть надлежащим образом тщательно урегулированы на законодательном, подзаконном и методическом уровнях.