Интернет и информационные технологии
В XX в. информация стала важнейшим фактором культуры, а развитие информационных технологий изменило жизнь людей. Информационные технологии используются при работе человека с информацией, они охватывают всю компьютерную технику, бытовую электронику, телевидение, радио и, конечно, Интернет. Государства и правительства обсуждают вопросы информационного развития и информационной безопасности общества. Хотя борьба политиков с так называемым информационным хаосом с помощью цензуры в Интернете выглядит сомнительно, все же очевидно, что игнорировать влияние глобальных информационных сетей на бизнес, политику и повседневную жизнь уже невозможно.
В 1969 г. два удаленных друг от друга компьютера впервые смогли обменяться сообщениями, это событие и стало началом эры глобальной коммуникации, развитие информационных технологий привело к созданию глобальной информационной сети Интернет.
С технической точки зрения Интернет – это объединение компьютерных сетей во всех частях мира, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих информацию. Материальная основа Интернета – серверы, кабели, модемы, но сам Интернет – это пространство информации. Интернет, поначалу обслуживающий только учебные и исследовательские программы, теперь востребован в бизнесе, политике, рекламе, искусстве и, конечно, Интернет стал глобальной сферой общения. В архивах свободного доступа Всемирной сети можно найти информацию но всем видам человеческой деятельности, по всем более или менее важным событиям, по всем возможным темам, причем за минимальное время, на это больше не требуются годы. Интернет предоставил людям универсальный доступ к любой информации, потеснив почту, телефон и даже живое общение.
Сеть Интернет децентрализована, поэтому отключение даже значительной части компьютеров не повлияет на ее работу. В развитых странах Интернет доступен так же, как телефон или телевидение. Каждый месяц Глобальная сеть растет как минимум на 10%, к ней подключаются все новые и новые компьютеры.
Развитие компьютерных и информационных технологий полностью изменило реальность, в которой живут люди. В современном языке появились новые понятия: киберпространство, киберкультура, киберторговля, киберполитика, киберреклама, киберпреступность, а киберпсихология – новый раздел психологии – изучает особенности киберобщения. Развитие интернет-технологий породило новые проблемы в философии, психологии, социологии, и одна из них – проблема виртуального общения. Появившись как результат технической революции и развития познания и науки, Интернет стал самодостаточным, а его создатели – простыми пользователями, так же как и другие "жители" Всемирной сети. Конечно, у Интернета есть границы, но эти границы расширяются вместе с возможностями человека.
Как и многие другие технические достижения, Интернет таит в себе не только возможности, но и опасности. Отчаянные критики повой киберкультуры утверждают, что Интернет и компьютерные технологии разрушают традиционную культуру, образ мышления и жизни человека, а их победа будет иметь катастрофические последствия для человечества. Главный аргумент критиков заключается в том, что компьютерные технологии деформируют чувство реальности, позволяющее человеку отличать действительность от воображения, реальность от иллюзии. Подобные изменения сознания особенно заметны у любителей компьютерных игр, ученые заявляют о том, что каждый десятый киберигрок становится зависимым от игровой программы. Помимо изменений в психике погружение в виртуальную реальность влечет и очевидные проблемы со здоровьем, ведь человек большую часть времени проводит почти неподвижно за компьютером.
Сторонники киберкультуры приводят свои аргументы. Они утверждают, что компьютерные игры – те же сказки, которые рассказывали детям во все времена. Подростки, увлеченные компьютерными играми, отличаются даже большей потребностью в общении и друзьях, они не меньше читают и не больше тревожны или агрессивны, чем их менее погруженные в виртуальную реальность сверстники. Кстати, еще несколько десятилетий назад свидетельством "ухода от реальности" считалось излишнее увлечение чтением, сейчас утверждают, что дети и подростки, наоборот, мало читают, увлекаясь компьютерными игрушками. Для человека, обделенного вниманием, испытывающего проблемы в общении, ощущающего себя заброшенным и ненужным, компьютер – только средство ухода от реальности, но не причина. Таким же средством могут быть телевизор, алкоголь или наркотики. Причина – не в том, что киберкультура пленяет людей, а в общем психологическом неблагополучии. Сама по себе зависимость или отчужденность человека не порождаются Интернетом, киберкультурой или компьютерными технологиями, Интернет здесь совсем ни при чем.
Компьютерные игры привлекают и детей и взрослых, они удовлетворяют потребности в упорядочении мира, познании и общении. Многие компьютерные игры и программы тренируют интеллект и память, оттачивают волю и активизируют внимание, учат анализировать и планировать. При одном условии – что они остаются средствами для достижения целей, а не самими целями.
Конечно, развитие компьютерных технологий порождает множество проблем в обществе, и среди них проблемы свободы, влияния и безопасности. Новые технологии меняют сознание людей и ставят перед человечеством новые вопросы. Современный человек живет в иной реальности, чем еще полстолетия назад, он приспосабливается к ней, ищет новые возможности для творчества, испытывает страх, реальный или мнимый, который неизбежен при встрече с неизвестным. Именно поэтому виртуализация культуры и сознания – один из источников мировоззренческих проблем, а следовательно, один из источников актуальных вопросов современной философии. Но все же это не повод для призывов вернуться назад в каменный век.