Интернет-торговля

Интернет оказал и продолжает оказывать сильное влияние на формирование и развитие мирового информационного сообщества. Как социальное явление он представляет собой глобальное средство коммуникаций, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам без территориальных и национальных границ. Это эффективный инструмент исследований, развития торговли и бизнеса, воздействия на аудиторию. Технологические возможности Интернета обуславливает быстрое развитие мирового информационного сообщества, а с его развитием меняются и подходы к управлению бизнесом и маркетингом как одним из его составных частей.

Эпоха интернет-маркетинга характеризуется следующими отличительными особенностями:

• глобализация сфер деятельности;

• окончательный переход ключевой роли от производителей к потребителям;

• персонализация взаимодействия и переход к маркетингу "один-одному";

• снижение трансакционных и трансформационных издержек.

Быстрое и повсеместное внедрение в Интернет новейших информационных технологий придало ему совершенно новые качества и особенности, позволяющие в определенном смысле называть его новым, электронным рынком. Имеется в виду, что это не рынок в традиционном понимании данного термина с его институтами, принципами и закономерностями, а некое виртуальное пространство, позволяющее осуществлять в нем все известные формы коммерческих операций. При этом оказалось, что их выполнение можно проводить гораздо более эффективно, чем в традиционных условиях. Причина этого кроется в инновационных характеристиках нового рынка, часто являющихся определяющими в формировании маркетинговой стратегии предприятия. К их числу относятся:

1) наличие качественной и доступной информации для проведения маркетинговых исследований;

2) интерактивность и совместимость действий в реальном времени;

3) высокая оперативность взаимодействия с клиентами;

4) возможность работы одновременно с большим количеством клиентов;

5) возможность параллельного общения с клиентами;

6) персонализация обслуживания;

7) увеличение скорости реакции на запросы клиента;

8) глобальное присутствие на рынке;

9) круглосуточная работа семь дней в неделю, 365 дней в году;

10) информация становится товаром и источником дохода;

11) возможность использования подвижных ценовых моделей;

12) низкие затраты на распространение рекламных материалов о товарах и услугах предприятия;

13) высокая скорость изменения рыночной конъюнктуры;

14) появление новых технологий продаж и обслуживания клиентов;

15) участие потребителя в определении конкурентоспособных свойств и дизайна конечного продукта.

Если раньше комплекс маркетинга был направлен на работу с сотнями и тысячами покупателей, то в настоящее время речь идет о необходимости оперативного взаимодействия с сотнями тысяч и даже миллионами потенциальных и реальных покупателей. В этих условиях появились новые возможности коммуникаций с поставщиками и потребителями, более эффективные технологии продаж. Высокими темпами создаются и внедряются в практику коммерческой деятельности всевозможные системы автоматизации маркетинговой деятельности, такие как планирование и управление ресурсами предприятия (ERP-системы), управление связями с клиентами (CRM-системы), системы электронного документооборота, электронные платежные системы, радиочастотные метки в торговле (RFID-технология) и т.д.

Сегодня интернет-маркетинг используется с разными целями и в разных форматах, однако можно выделить четыре основных бизнес-модели сайта.

1. Статический информационный сайт, призванный заменить традиционный буклет о компании. Обновляется довольно редко.

2. Интернет-магазин, существующий для увеличения продаж компании, причем именно через Интернет.

3. Информационный динамический проект, служащий для работы с клиентами (например, региональными), а также содержащий полный спектр информации о компании и ее деятельности. Обновляется достаточно регулярно.

4. Стратегический портач, нацеленный не столько на увеличение продаж (хотя в конечном итоге именно для этого), сколько на рост рынка сбыта компании, т.е. на увеличение количества не существующих, а на потенциальных клиентов.

Каждая из этих схем работает по-разному в зависимости от сложившейся конъюнктуры и возможностей компании, связанных с реализацией задуманной схемы. Однако главное состоит в том, что многие компании уже сегодня от своей работы в Интернете получают прибыль, прямую или косвенную.

Помимо интеграции элементов комплекса маркетинга, электронный рынок характеризуется процессом конвергенции, приводящим товары и услуги, ранее считавшиеся принадлежащими к разным рынкам, на один рынок. Вследствие этого практически все цифровые продукты конкурируют друг с другом. Можно выделить основные формы конвергенции.