Интернет-технологии в политических кампаниях
Как и любой канал коммуникации, Интернет начинает работать на цели политической кампании только при условии понимания особенностей создаваемой им среды. Открывающиеся возможности нового способа коммуникации требовали выработки и новых технологических решений продвижения информации. Специфика Интернета состоит в том, что данный канал требует разноплановых специалистов. С одной стороны, нужны программисты, способные решать задачи технического обеспечения продвижения информации, а с другой – специалисты в области создания контента, адаптированного для разных видов его трансляции в Сети. Рассмотрим основные способы использования данного канала в политических кампаниях (кроме рекламы, о ней разговор пойдет в следующей главе).
Создание веб-сайта
Это постоянно обновляемый ресурс, позволяющий аккумулировать информацию о конкретной политической организации, государственном ведомстве, политическом деятеле. Достоинство этого ресурса состоит в том, что он позволяет донести до пользователей ту информацию о политике, партии, которая органично вписывается в концепцию информационной кампании. Сайты содержат как официальную информацию об их деятельности и программных установках, так могут дополняться и сюжетами о личной жизни политиков. Подбор информации осуществляется под контролем руководителей политической кампании и позволяет формировать непротиворечивый образ, отвечающий целенаправленно создаваемому образу, имиджу.
Современные сайты носят не только презентационный характер, но и дополняются интерактивными ресурсами (электронное голосование, форумы, гостевые книги, доски объявлений, чаты и пр.). С помощью гостевых книг и форумов, например, посетитель сайта может опубликовать свое мнение о кандидате в специально предназначенном для этого разделе. Выражая таким образом свое мнение, избиратель получает возможность ощутить свою сопричастность к общему делу. Кроме того, гостевые книги и форумы служат инструментом зондирования общественного мнения, выяснения настроения избирателей. Опубликованные на них отклики позволяют оперативно корректировать тактику избирательной кампании, выбирать и создавать информационные поводы и т.д.
Требования к современным сайтам очень высоки, особенно, если речь заходит о сайте политического деятеля, или политической партии, которые пока мало известны широкой публике. Дизайн сайта должен гармонировать с ОГЛАВЛЕНИЕм, соответствовать основной теме политической кампании, а интерфейс должен быть интуитивно понятен и прост. У пользователя должно возникнуть желание вернуться на этот сайт еще раз. Для этого на нем должна быть размещена информация, которая может привлечь его внимание.
В современных политических кампаниях создаются не только сайты – персональные странички, но сайты-проблемы. Ярким примером является созданный для публикации информации о текущих коррупционных событиях в России А. А. Навальным сайт "РосПил" (rospil.info/). Этот сайт, завоевавший быструю популярность, позволил его автору сформировать имидж борца с коррупцией, героя из народа, бросившего вызов правящей элите.
Использование возможностей блогосферы
Блоги - сетевые дневники организаторов сайта и пользователей, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке, с возможностью комментирования другими пользователями. Наиболее известные платформы российской блогосферы - это livejournal.com и liveinternet.ru, а также blogger.com и diary.ru, микроблоги: twitter.com, Я.ру, Блоги@mail.ru. Статистика записей в блогах, отраженная на Яндекс.блоги[1], свидетельствует о большой популярности блогосферы у российских пользователей Интернета.
При проведении политической кампании возможности блогосферы могут быть использованы двояко. Первый путь – создание позиционируемым политиком собственного блога или микроблога. В этом случае ведение блога позволяет политику, с одной стороны, предоставлять публике информацию, способствующую формированию определенного собственного образа. А с другой – получать в виде откликов и комментариев обратную связь, позволяющую корректировать как собственные действия с целью придания большей убедительности создаваемому образу, так и действия команды, которая помогает этот образ формировать. Однако политиков, способных на регулярной основе и, главное, привлекательно для публики вести свой блог, немного. Привлечение специалистов для решения этой задачи не всегда даст необходимый эффект. Создание блога малоизвестным политиком может и вообще остаться незамеченным.
Второй путь – привлечь на свою сторону известного блогера, постараться убедить его в важности оказания информационной поддержки идеям политической кампании. Когда блогер оказывается политическим единомышленником, то решить эту задачу удается сравнительно легко. В этом случае ему надо предоставлять информацию, желательно эксклюзивную, отвечающую задачам политического позиционирования.
Вместе с тем следует иметь в виду, что политика не является приоритетной темой в блогосфере, поэтому возможности продвижения темы политической кампании с ее помощью носят ограниченный характер, тем более что уровень доверия к информации в блогах сравнительно не высок (табл. 8.4).
Таблица 8.4
Уровень доверия россиян к информации, представленной в блогах и традиционных СМИ (телевидение, радио, газеты), %[2]
Уровень |
Все опрошенные |
Практически ежедневно пользуются Интернетом |
Пользуются Интернетом несколько раз в неделю, несколько раз в месяц |
Эпизодически пользуются Интернетом |
Больше доверяю блогам |
8 |
11 |
3 |
2 |
Больше доверяю традиционным СМИ |
56 |
51 |
63 |
68 |
В равной степени доверяю и блогам, и традиционным СМИ |
25 |
28 |
22 |
5 |
Затрудняюсь ответить (зависит от ситуации) |
11 |
10 |
12 |
24 |