Интернаучные методы познания, междисциплинарное моделирование

Для управления отраслями наук операции проблематизации и интерпретации не подходят. Так, например, физика и педагогика не могут быть включены в один и тот же проблемный ряд (педагогика не является продолжением физики и не снимает ее проблем), а в отсутствие проблемного ряда нет и интерпретационного строя. Тем не менее ситуация с отраслями наук в целом не является безнадежной. Хорошо известно, что имеют место интернаучные (междисциплинарные) связи. Само их наличие указывает на возможность управления науками. Как будет показано ниже, ее существо определяет концептуальная символизация.

Рис. 1.2. Прямая и обратная интернаучная символизация

Рассмотрим две отрасли науки, между которыми существует определенная связь (например физику и математику, химию и биологию или физику и химию). Каждая наука представлена определенными теориями. Рисунок 1.2 иллюстрирует рассматриваемую ситуацию на примере рассмотрения соотношения физики и биологии.

В первом случае символизация направлена от физической (Тф) к биологической (Тб) концепции: налицо физико-биологическая символизация. Во втором случае имеет место биологофизическая символизация. Если одна из символизаций называется прямой, то другая, по определению, будет обратной. Взаимосвязанные науки являются внешними по отношению друг к другу.

Использование термина символизация объясняется следующим обстоятельством.

Каждая теория состоит из некоторых концептов (принципов, законов, переменных). Интернаучная связь заключается в том, что концепты различных наук представляют друг друга. Если одно представляет другое, то оно, по определению, является его знаком. Знаки изучаются в семиотике, основателем которой является американец Ч. С. Пирс, выделявший знаки трех типов: иконы (знаки похожи друг на друга), симптомы (один объект свидетельствует о другом) и символы (друг о друге свидетельствуют понятия). Для нашего исследования актуальными оказываются символы и, соответственно, символизация.

Если одни понятия являются представлениями других, то в соответствии с наукой о знаках (семиотикой) они называются символами.

Успешная символизация указывает на связь наук, концептуально когерентных[1] друг другу. Так как существует не только прямая, но и обратная концептуальная символизация, то для ее наименования следует использовать двухсложные термины. Например, термин физико-биологическая символизация указывает первенствующее положение физики, а не биологии. Концептуальная символизация всегда проводится в интересах определенной науки.

Специально отметим, что по отношению к формальным наукам концептуальная символизация называется моделированием. В связи с этим говорят, например, о математическом моделировании. К сожалению, при этом часто упускается из виду противоположность прямой и обратной концептуальной символизации. Так, психолого-математическое и математико-психологическое моделирование – это две различные операции. Первая разновидность моделирования проводится в интересах психологии, а вторая – в интересах математики. При желании любую концептуальную символизацию можно было бы называть интернаучным моделированием. Впрочем, следует учитывать, что термин "моделирование" используется в различных смыслах. Использование многозначных терминов всегда чревато концептуальной сумятицей. Поэтому предлагаем при описании интернаучного управления использовать термин "концептуальная символизация".

Почему имеет место концептуальная согласованность наук? Видимо, это объясняется историей нашей вселенной. Первоначально она состояла исключительно из физических объектов. Затем последовательно возникали химические, геологические, биологические, социальные объекты. Надо полагать, именно этот процесс развития вселенной ответственен за связь наук. Именно она осмысливается посредством концептуальной интернаучной символизации.

Имея в виду определение науки как управление развитыми понятиями, подведем итоги параграфов 1.2–1.5, оформив их в виде табл. 1.2.

Таблица 1.2. Наука как управление переходами концептов

Типы переходов

Методы управления переходами

ОГЛАВЛЕНИЕ переходов

Внутритеоретические

Дедукция

От принципов к законам и переменным

Аддукция

От гипотетических переменных к экспериментальным

Индукция

От фактов к индуктивным законам и принципам

Абдукция

От индуктивных к дедуктивным принципам

Интертеоретические

Проблематизация

Выстраивание проблемного ряда теорий

Интерпретация

Выстраивание интерпретационного ряда теорий

Интернаучные

Символизация

Концепты одной науки считаются символами концептов другой науки

Выводы

1. Связи между науками имеют концептуально-символический характер.

2. Следует различать прямую и обратную концептуальную символизацию.

3. Научное знание представляет собой управление концептами, теориями и науками.