Интернаучная трансдукция
Концептуальная трансдукция относится не только к отдельным концептам и теориям, но и к наукам, в том числе к социальным дисциплинам. Все науки образуют связное целое, которое в отсутствие соответствующих концептуальных переходов проего не могло бы иметь место. Имея это в виду, можно сказать, что все науки когерентны друг другу, т.е. находятся во взаимной согласованности. Проявляется же она в междисциплинарных связях. Об их природе свидетельствует рис. 1.5.
Рис. 1.5. Прямая и обратная символизация в интернаучных отношениях
В интернаучных отношениях происходит нечто другое, чем в интертеоретических связях, а именно, прямая и обратная символизация. Использование термина символизация объясняется следующим обстоятельством.
Каждая теория состоит из некоторых концептов (принципов, законов, переменных). Интернаучная связь заключается в том, что концепты различных наук представляют друг друга. Если одно представляет другое, то оно, по определению, является его знаком. Знаки изучаются в семиотике, основателем которой является американец Ч. С. Пирс, выделявший знаки трех типов – иконы (знаки похожи друг на друга), симптомы (один объект свидетельствует о другом) и символы (друг о друге свидетельствуют понятия). Для нашего исследования актуальными оказываются символы и, соответственно, символизация.
Определение понятия
Если одни понятия являются представлениями других, то в соответствии с наукой о знаках (семиотикой) они называются символами.
Успешная символизация указывает на связь наук, концептуально когерентных друг другу. Так как существует не только прямая, но и обратная концептуальная символизация, то для ее наименования следует использовать двухсложные термины. Концептуальная символизация всегда проводится в интересах определенной науки.
Рассмотрим, например, соотношение экономики и политологии. Экономист рассматривает политологические понятия в качестве символов экономических концептов. Политолог же действует от имени своей науки: для него оригинальными являются политологические понятия, а их символами выступают понятия экономические. Налицо два типа символизации: а) экономико-политологический и б) политолого-экономический. Если исследователь ограничивает свою задачу развитием одной науки, то ему достаточно использовать типы такой символизации, в которой эта наука является первичной, наукой-оригиналом. Но в таком случае ему останется неведомой трансдисциплинарная поступь научного знания в целом. Она реализуется как последовательность парных операций прямой и обратной символизации.
Следует отметить, что в истолковании природы интернаучной трансдукции, или, как часто выражаются, междисциплинарных связей, существует много неясностей. Часть из них связана с концептом математического моделирования. Необычность ситуации состоит уже в том, что используется термин "моделирование" (от лат. modulus – образец, мера). Если рассматриваются междисциплинарные связи между социальными науками, то не используется термин "моделирование". Но как только заходит речь о взаимосвязи с математикой, а также с логикой и информатикой, то говорят о моделировании. Но по своему содержанию моделирование есть не что иное, как вполне определенная междисциплинарная связь, которая, как отмечалось выше, реализуется в форме прямой и обратной символизации.
Необходимое разъяснение
Для обозначения моделирования следует непременно использовать двусложный термин. В противном случае может совершиться неочевидная ошибка. Если говорят "математическое моделирование", то акцент делается на математике, т.е. именно она считается наукой-оригиналом. Но представитель любой социальной науки должен рассматривать в качестве первичной науки именно социальную дисциплину, а не математику. Уместным является использование терминов "экономико-математическое моделирование", "социолого-математическое моделирование", но не "математическое моделирование" или "компьютерное моделирование".
Разумеется, обращение к формальным наукам плодотворно, но оно не должно сводиться к подмене ими общественных дисциплин. Кстати, моделирование, понимаемое как интернаучная связь, не является этапам интратеоретической трансдукции. Многие исследователи часто, даже не упоминая дедукцию, аддукцию, индукцию и абдукцию, сразу же переходят к моделированию. В результате многие актуальные черты познания теряются из вида.
Еще одно затруднение связано с тем, что экзогенная (от греч. ехо – вне) связь наук подменяется эндогенной (от греч. endon – внутри). Науки не "сидят" внутри друг друга. Дело в том, что интратеоретическая трансдукция связывает концепты исключительно данной науки, например, социологии. Она не принимает в свой круг чуждые ей понятия. Из социологического принципа выводится социологический, но не какой-либо другой, например, математический или юридический, закон. Связь наук является экзогенной. Ее воплощением как раз и является прямая и обратная символизация.
Критика термина "стык наук"
В литературе часто используется выражение "стык наук". В данном случае используется довольно невразумительный пространственный образ. Наука не обладает пространственными границами. Между любыми двумя науками нет никакого стыка. Они отличны друг от друга, а объединяет их символическая связь. Если это сказано, то нет никакой необходимости в концепте "стык наук".
В нескольких параграфах рассматривалась теория концептуальной трансдукции. Подведем итоги (табл. 1.4).
Таблица 1.4. Концептуальная трансдукция
№ |
Тип трансдукции |
Методы управления концептуальными переходами |
1 |
Интратеоретическая трансдукция |
Дедукция, аддукция, индукция, абдукция |
2 |
Интертеоретическая трансдукция |
Проблематизация и интерпретация; генерализация и спецификация; супервенция и ограничение |
3 |
Интернаучная трансдукция |
Прямая и обратная символизация |
Теория концептуальной трансдукции позволяет дать ответ на вопрос: "Что такое наука?" Этот вопрос считается дискуссионным. Многие авторы пытались найти некий абсолютный критерий научности. Но он так и не нашелся. С позиций концептуальной трансдукции разумно присвоить пышный титул научности всем теориям, которые входят в состав интерпретационного ряда
Под идеалы научности не подходит , ибо некоторые ее концепты не прошли испытание научного сообщества. Зато удовлетворяет всем требованиям. Развитие знания, естественно, приводит к выбраковыванию ненаучного знания. Итак, критерием научного знания является принадлежность теории к интерпретационному ряду. С этой точки зрения к области науки относятся даже весьма непритязательные теории, которые не опровергнуты полностью. Так, например, в области экономики следовало отнести к науке теории и физиократов, и меркантилистов, и даже концепции античных авторов. Но на деле ряд научных теорий обычно "обрезается" и началом науки считается концепция, которая привнесла с собой принципиальные в концептуальном отношении новации. Так, век научной экономики отсчитывают от А. Смита, юриспруденции – от Дж. Остина, социологии – от Э. Дюркгейма.
Определение понятия
Сформулируем два критерия научности.
Концепция признается научной в случае, если она входит в состав того интерпретационного ряда теорий, который актуален на день принятия соответствующего решения.
Как правило, началом научной теории считается концепция, которая привнесла собой принципиальные концептуальные новшества.
Разумеется, ученый в своей деятельности ориентируется на научное знание. Одно из требований его морального кодекса могло бы быть, на наш взгляд, таким: не относись высокомерно к ненаучному знанию, но всегда стремись придать его достижениям научную форму.
Конечно же, следовать этому идеалу непросто. Приводимая ниже табл. 1.5 свидетельствует о многочисленных возможностях отхода от научной линии.
Таблица 1.5. Наука и другие виды знания
Термины |
Их истолкование |
Примеры |
Наука |
Знание в составе интерпретационного ряда теорий |
Математика, физика, экономика |
Ненаука |
Любое знание, не достигшее стадии научной рафинированности |
Обыденное знание, метафизика, мифология |
Псевдонаука |
Знание, необоснованно претендующее на статус науки |
Уфология, астрология |
Антинаука |
Знание, противопоставляемое науке |
Креационизм |
Лженаука |
Знание, противопоставляемое научному знанию в угоду какой-либо грубой идеологии |
Генетика в неверной интерпретации некоторых сторонников ортодоксального советизма |
Протонаука |
Знание, непосредственно предшествующее науке |
Возможно, психоанализ |
Квазинаука |
Знание, по своему статусу близкое к науке |
Диалектика как учение о противоположностях |
Паранаука |
То же, что и квазинаука, но, как правило, с дополнительным мистическим довеском |
Учение о телепатии |
Выводы
1. Наука – это знание, управляемое посредством методов интратеоретической, интертеоретической и интернаучной трансдукции.
2. Концептуальная трансдукция позволяет в составе знания отделять зерна от плевел.
3. Этическая позиция ученого состоит в совершенствовании знания.