Интернаучная трансдукция

Концептуальная трансдукция относится не только к отдельным концептам и теориям, но и к наукам, в том числе к социальным дисциплинам. Все науки образуют связное целое, которое в отсутствие соответствующих концептуальных переходов проего не могло бы иметь место. Имея это в виду, можно сказать, что все науки когерентны друг другу, т.е. находятся во взаимной согласованности. Проявляется же она в междисциплинарных связях. Об их природе свидетельствует рис. 1.5.

Рис. 1.5. Прямая и обратная символизация в интернаучных отношениях

В интернаучных отношениях происходит нечто другое, чем в интертеоретических связях, а именно, прямая и обратная символизация. Использование термина символизация объясняется следующим обстоятельством.

Каждая теория состоит из некоторых концептов (принципов, законов, переменных). Интернаучная связь заключается в том, что концепты различных наук представляют друг друга. Если одно представляет другое, то оно, по определению, является его знаком. Знаки изучаются в семиотике, основателем которой является американец Ч. С. Пирс, выделявший знаки трех типов – иконы (знаки похожи друг на друга), симптомы (один объект свидетельствует о другом) и символы (друг о друге свидетельствуют понятия). Для нашего исследования актуальными оказываются символы и, соответственно, символизация.

Определение понятия

Если одни понятия являются представлениями других, то в соответствии с наукой о знаках (семиотикой) они называются символами.

Успешная символизация указывает на связь наук, концептуально когерентных друг другу. Так как существует не только прямая, но и обратная концептуальная символизация, то для ее наименования следует использовать двухсложные термины. Концептуальная символизация всегда проводится в интересах определенной науки.

Рассмотрим, например, соотношение экономики и политологии. Экономист рассматривает политологические понятия в качестве символов экономических концептов. Политолог же действует от имени своей науки: для него оригинальными являются политологические понятия, а их символами выступают понятия экономические. Налицо два типа символизации: а) экономико-политологический и б) политолого-экономический. Если исследователь ограничивает свою задачу развитием одной науки, то ему достаточно использовать типы такой символизации, в которой эта наука является первичной, наукой-оригиналом. Но в таком случае ему останется неведомой трансдисциплинарная поступь научного знания в целом. Она реализуется как последовательность парных операций прямой и обратной символизации.

Следует отметить, что в истолковании природы интернаучной трансдукции, или, как часто выражаются, междисциплинарных связей, существует много неясностей. Часть из них связана с концептом математического моделирования. Необычность ситуации состоит уже в том, что используется термин "моделирование" (от лат. modulus – образец, мера). Если рассматриваются междисциплинарные связи между социальными науками, то не используется термин "моделирование". Но как только заходит речь о взаимосвязи с математикой, а также с логикой и информатикой, то говорят о моделировании. Но по своему содержанию моделирование есть не что иное, как вполне определенная междисциплинарная связь, которая, как отмечалось выше, реализуется в форме прямой и обратной символизации.

Необходимое разъяснение

Для обозначения моделирования следует непременно использовать двусложный термин. В противном случае может совершиться неочевидная ошибка. Если говорят "математическое моделирование", то акцент делается на математике, т.е. именно она считается наукой-оригиналом. Но представитель любой социальной науки должен рассматривать в качестве первичной науки именно социальную дисциплину, а не математику. Уместным является использование терминов "экономико-математическое моделирование", "социолого-математическое моделирование", но не "математическое моделирование" или "компьютерное моделирование".

Разумеется, обращение к формальным наукам плодотворно, но оно не должно сводиться к подмене ими общественных дисциплин. Кстати, моделирование, понимаемое как интернаучная связь, не является этапам интратеоретической трансдукции. Многие исследователи часто, даже не упоминая дедукцию, аддукцию, индукцию и абдукцию, сразу же переходят к моделированию. В результате многие актуальные черты познания теряются из вида.

Еще одно затруднение связано с тем, что экзогенная (от греч. ехо – вне) связь наук подменяется эндогенной (от греч. endon – внутри). Науки не "сидят" внутри друг друга. Дело в том, что интратеоретическая трансдукция связывает концепты исключительно данной науки, например, социологии. Она не принимает в свой круг чуждые ей понятия. Из социологического принципа выводится социологический, но не какой-либо другой, например, математический или юридический, закон. Связь наук является экзогенной. Ее воплощением как раз и является прямая и обратная символизация.

Критика термина "стык наук"

В литературе часто используется выражение "стык наук". В данном случае используется довольно невразумительный пространственный образ. Наука не обладает пространственными границами. Между любыми двумя науками нет никакого стыка. Они отличны друг от друга, а объединяет их символическая связь. Если это сказано, то нет никакой необходимости в концепте "стык наук".

В нескольких параграфах рассматривалась теория концептуальной трансдукции. Подведем итоги (табл. 1.4).

Таблица 1.4. Концептуальная трансдукция

Тип трансдукции

Методы управления концептуальными переходами

1

Интратеоретическая трансдукция

Дедукция, аддукция, индукция, абдукция

2

Интертеоретическая трансдукция

Проблематизация и интерпретация; генерализация и спецификация; супервенция и ограничение

3

Интернаучная трансдукция

Прямая и обратная символизация

Теория концептуальной трансдукции позволяет дать ответ на вопрос: "Что такое наука?" Этот вопрос считается дискуссионным. Многие авторы пытались найти некий абсолютный критерий научности. Но он так и не нашелся. С позиций концептуальной трансдукции разумно присвоить пышный титул научности всем теориям, которые входят в состав интерпретационного ряда

Под идеалы научности не подходит , ибо некоторые ее концепты не прошли испытание научного сообщества. Зато удовлетворяет всем требованиям. Развитие знания, естественно, приводит к выбраковыванию ненаучного знания. Итак, критерием научного знания является принадлежность теории к интерпретационному ряду. С этой точки зрения к области науки относятся даже весьма непритязательные теории, которые не опровергнуты полностью. Так, например, в области экономики следовало отнести к науке теории и физиократов, и меркантилистов, и даже концепции античных авторов. Но на деле ряд научных теорий обычно "обрезается" и началом науки считается концепция, которая привнесла с собой принципиальные в концептуальном отношении новации. Так, век научной экономики отсчитывают от А. Смита, юриспруденции – от Дж. Остина, социологии – от Э. Дюркгейма.

Определение понятия

Сформулируем два критерия научности.

Концепция признается научной в случае, если она входит в состав того интерпретационного ряда теорий, который актуален на день принятия соответствующего решения.

Как правило, началом научной теории считается концепция, которая привнесла собой принципиальные концептуальные новшества.

Разумеется, ученый в своей деятельности ориентируется на научное знание. Одно из требований его морального кодекса могло бы быть, на наш взгляд, таким: не относись высокомерно к ненаучному знанию, но всегда стремись придать его достижениям научную форму.

Конечно же, следовать этому идеалу непросто. Приводимая ниже табл. 1.5 свидетельствует о многочисленных возможностях отхода от научной линии.

Таблица 1.5. Наука и другие виды знания

Термины

Их истолкование

Примеры

Наука

Знание в составе интерпретационного ряда теорий

Математика, физика, экономика

Ненаука

Любое знание, не достигшее стадии научной рафинированности

Обыденное знание, метафизика, мифология

Псевдонаука

Знание, необоснованно претендующее на статус науки

Уфология, астрология

Антинаука

Знание, противопоставляемое науке

Креационизм

Лженаука

Знание, противопоставляемое научному знанию в угоду какой-либо грубой идеологии

Генетика в неверной интерпретации некоторых сторонников ортодоксального советизма

Протонаука

Знание, непосредственно предшествующее науке

Возможно, психоанализ

Квазинаука

Знание, по своему статусу близкое к науке

Диалектика как учение о противоположностях

Паранаука

То же, что и квазинаука, но, как правило, с дополнительным мистическим довеском

Учение о телепатии

Выводы

1. Наука – это знание, управляемое посредством методов интратеоретической, интертеоретической и интернаучной трансдукции.

2. Концептуальная трансдукция позволяет в составе знания отделять зерна от плевел.

3. Этическая позиция ученого состоит в совершенствовании знания.