Интермодальные перевозки в России
В Российской Федерации интермодальные перевозки выполняются исключительно в контейнерах. Контрейлеры и съемные кузова применения в нашей стране не получили, хотя проекты создания контрейлерных транспортных систем на ряде международных и внутренних направлений находятся в стадии разработки.
70% внешнеторговых контейнерных перевозок в России приходится на импорт, тогда как уровень контейнеризации экспортного грузопотока в России достаточно низок (табл. 10.3). Основная причина заключается в значительном отставании в развитии соответствующей инфраструктуры и технологий, которое сложилось в советский период. В настоящее время, однако, в силу растущего спроса на соответствующие услуги контейнерные перевозки развиваются достаточно высокими темпами (рис. 10.16 и табл. 10.4).
Таблица 10.3. Коэффициент контейнеризации основных грузов российского экспорта, 2011 г.
Вид груза |
Доля товара в контейнерном экспорте, % |
Коэффициент контейнеризации, % |
Бумага и картон |
24,3 |
69,1 |
Никель и изделия из него |
1,2 |
37.6 |
Древесная масса |
9,3 |
37,4 |
Медь и изделия из нес |
3,0 |
36,4 |
Алюминий и изделия из него |
16,6 |
29,5 |
Пластмассы и изделия из них |
2,3 |
21.0 |
Прочие химические продукты |
1,0 |
22,7 |
Каучук, резина и изделия из них |
1,4 |
12,4 |
Продукты органической химии |
6.0 |
12,0 |
Продукты неорганической химии |
3,1 |
5.6 |
Черные металлы |
11,7 |
2,6 |
Древесина и изделия из нее |
9,2 |
2,5 |
Таблица 10.4. Динамика и структура контейнерных перевозок по сети железных дорог, ТЕU
Вид перевозок |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Внутренние |
1 005 251 |
1 122 832 |
1 282 686 |
1 360 855 |
Импорт |
316 397 |
470 508 |
555 118 |
616 706 |
Экспорт |
463 355 |
544 817 |
705 330 |
754 968 |
Транзит |
1 18 318 |
160 167 |
172 631 |
238 222 |
Всего |
1 905 360 |
2 300 334 |
2 717 776 |
2 972 763 |
Рис. 10.16. Динамика переработки и перевозок контейнеров в России:
переработка в морских портах; — перевозка по сети ж/д
Лидером российского рынка контейнерных перевозок по железной дороге является "Трансконтейнер" — дочернее предприятие ОАО "Российские железные дороги", на долю которого приходится 50% всего объема контейнерных перевозок. 5% рынка контролирует компания "Трансгарант" (входит в транспортную группу FESCO), по 4% — компания "Русская тройка" (совместное предприятие FESCO и ОАО "РЖД") и компания "Модуль". На долю остальных, более мелких участников рынка приходится в общей сложности 37% объема контейнерных перевозок.
Важной тенденцией является постепенное увеличение количества контейнерных железнодорожных поездов, аналогичных европейским block trains или shuttle trains, которые в России носят название "ускоренных контейнерных поездов". Основными операторами таких сервисов являются "Трансконтейнер" и транспортная группа FESCO.
Ускоренные контейнерные поезда существуют в двух разновидностях. Первой и наиболее распространенной является поезд, обслуживающий одного клиента (например, доставка комплектующих для автосборочного производства). Вторая разновидность — поезда, доставляющие контейнеры разных грузовладельцев. FESCO делает ставку именно на этот тип поездов. Первый сервис компании FESCO — Moscow Shuttle "Владивосток-Москва" был открыт в 2009 г. В настоящее время компания отправляет до 25 ускоренных поездов в неделю между Владивостоком, Москвой, Хабаровском, Екатеринбургом и Новосибирском (см. врезку 9.2). Отправление ускоренных контейнерных поездов в ряде случаев выполняется не в соответствии с твердым расписанием, а но мере накопления контейнеров, что снижает рыночную привлекательность данного сервиса.
Реализуются также пилотные проекты трансконтинентальных транзитных контейнерных сервисов. Примером является поезд Чэньду (КНР) — Лодзь (Польша). Маршрут протяженностью 9826 км поезд преодолевает за 13 дней, что позволяет на треть сократить время в пути по сравнению с традиционным морским маршрутом. Необходимо признать, что пока грузовладельцы проявляют к российским транзитным сервисам достаточно осторожный интерес. Причинами являются недостаточно привлекательная на фоне морских тарифов ценовая политика, а также низкая частота сервисов.
Большинство имеющихся прогнозов сводится к тому, что российский рынок контейнерных перевозок в обозримом будущем будет расти темпами от 4 до 6% в год.