Интересы

Проблематика направленности тесно связана с понятием интересов человека. Чаще всего в литературе интерес трактуется как определенный вид направленности личности или уровень ее мотивации к деятельности. Исходя из этих позиций интерес представляется исследователями как внимание (М. И. Дьяченко); направленность (С. Л. Рубинштейн, Г. П. Логинова) и мотив (В. С. Мерлин, С. П. Крягжде); потребность или желание (В. С. Кузин). Некоторые зарубежные ученые в рамках теории учения определяют интересы как навыки или привычки, сформированные в результате обучения (Е. Торндайк, Р. Вудворте), другие видят в форме интересов личности выбор приемов адаптации к данной деятельности (К. Эванс). Часть психологов относит интересы к свойствам (качествам) личности: врожденное свойство – инстинкт, влечение (У. Мак-Дауголл, З. Фрейд) или врожденно-приобретенное свойство (С. Л. Рубинштейн). С позиций психологии взаимодействия интерес представляется как соотношение мотива и целеустремленности, взаимодействие (В. К. Вилюнас), отношение к предмету действия (E. М. Иванова), оценка значения предмета деятельности.

Склонность

Склонность в понятийном психологическом существовании часто соотносится с проблемой интереса и направленности личности. В. С. Мерлин относит склонность к виду приобретенного мотива, а С. П. Крягжде – к самым значимым мотивам. М. И. Дьяченко отождествляет склонности с интересом к данному виду деятельности, а С. Л. Рубинштейн трактует их как стремление или направленность к деятельности.

Цель (целеобразование)

Проблема целеобразования непосредственно связана с понятием мотива и существует в качестве ее структурного элемента. Во-первых, цель трактуется как предвидимый результат поведения и деятельности, причем сам этот результат понимается довольно разнопланово. У В. С. Мерлина цель – это представление или понятие о чем-либо. К. В. Судаков же определяет цель как "мысленное опережение", А. М. Волков и другие – как субъективное предвидение результата деятельности, Н. А. Бернштейн – как нейронный код-модель потребного для организма будущего. Во-вторых, цель есть предмет деятельности (А. Н. Леонтьев) или "приспособительный эффект деятельности" (А. В. Запорожец). В-третьих, С. Л. Рубинштейн и другие отождествляют направленность личности с целеобразованием или целенаправленностью.