Интеллектуальный пласт культуры
Интеллектуальная деятельность результируется в материальной культуре. Любое человеческое деяние совмещает в себе и физическую, и духовную, и материальную составляющую культуры. Интеллектуальный уровень культуры включает в себя знания, умения, профессионализм. Но этого мало. Надо стать личностью – этим понятием мы пользуемся в самых разных контекстах. Небезынтересна его культурная история.
Слово "личность" имеет долгую историю, и его ОГЛАВЛЕНИЕ менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona, использовавшегося еще до новой эры. Цицерон употреблял этот термин в четырех значениях – весьма различных, имеющих отношение к театру, с чем и был связан его первоначальный смысл.
1. Persona, по Цицерону, это прежде всего часто употребляемое слово, обозначающее маску театрального актера.
2. Persona – это, далее, уже не актер, а исполненная им роль: скрытый за маской актер обнаруживает себя в ходе игры.
3. Оба смысла соединяются, и persona есть уже не обманчивая видимость, а сам актер: мы в определенном смысле раскрываем, ощущаем и воспринимаем играющую роль "личность".
4. Наконец, persona – это как бы исток, который постепенно обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид. Такое важное значение личности мы находим уже у Цицерона – civitatem personam gerere, личность, представляющая общество и управляющая им. Социальный характер будет все более и более утверждаться в юридическом языке: личность – это свободный человек.
Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 15.
Личность и индивидуальность
Понятие личности сегодня разведено с понятием "индивид", хотя долгое время они были тождественны. Так, животное, рассматриваемое в пределах биологического бытия, – индивид, по не личность. Человека от животного отличает способность критической саморефлексии – то, что он делает в рамках философского осмысления своего бытия. Индивид не противостоит личности, но подчинен ей, живет "внутри" нее. Иерархия личности трехчастна: сердце, дух и тело.
Общество состоит из множества личностей, и познавать друг друга – значит признавать (а не конструировать) за другим его уникальную инаковость.
Быть личностью значит преобразовывать безликость в "Мы". Личность всегда живет в мире, населенном другими личностями, "я" составляет единое целое с другим, а другой – с "я". Личность – это внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ, нуждающееся в том, чтобы выходить вовне. Это ни в коей мере не говорит об отрицании "я": чем больше мы по-настоящему любим других в истине, тем больше любим самих себя; чем больше мы любим самих себя, тем больше мы любим других.
Таково основополагающее чувство, которое должно постоянно развиваться. Очевидно, что не следует смешивать себялюбие, ведущее человека к саморазрушению, и любовь к своему "я"...
Лакруа Ж. Указ. соч. С. 14.
Вместе с тем, как отмечал Μ. М. Бахтин, Личность и Индивидуальность в человеке не могут пребывать друг без друга, они – условия бытия друг друга. Вот его интерпретация соотношения Личности и Индивидуальности:
...Личность не идентична "Я", так как это только внутреннее пространство человека и в "Я" присутствует еще и индивидуальность.
Личность – это память и хранилище чувств, идей, поступков, это потенциальный сюжет еще не развернувшихся событий.
Личность может быть иной, кардинально другой по отношению к самой себе в разных ситуациях, разных обстоятельствах. Индивидуальность в принципе есть неизменное.
Преодоление собственных границ Индивидуальности принципиально возможно в творчестве.
Становление Личности – процесс видимый, наблюдаемый, формирование Индивидуальности – невидимый, даже для самого человека.
Можно наблюдать, когда существуют люди, и даже творческие, и даже рефлексивные, совершенно не осознающие наличие в себе Индивидуальности.
И все же, чтобы творческое деяние могло состояться, у человека должна произойти встреча Личности с Индивидуальностью, [необходимо] пережить ее. Встреча-диалог: осознать ОГЛАВЛЕНИЕ потенциальности Личности, то, на что способна, насколько объемна Личность (как время) и хватит ли этого времени на исход, выход, свершение Индивидуальности Человека-индивида.
Личность – сгусток ценностных отношений, Индивидуальность не поддается ценностному осмыслению, вне-ценностна.
Но поскольку Индивидуальность – не только и не столько биологическая данность, но прежде всего историческая данность в человеке, то ей также свойственно стремление к самоусовершенствованию.
Индивидуальность – часть пространства, это конечное в человеке, обладающее границами.
Воплощение и реализация Личности и Индивидуальности происходит через поступок, который "развертывает" человека в связи с тем, что "изнутри моего причастного бытию сознания мир есть предмет поступка, поступка-мысли, поступка-чувства, поступка-слова, поступка-дела".
Бахтин Μ. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Источником формирования личности были и будут свобода и регламентация, конфигурация их сочетания, т.е. осуществление свободы в рамках принятых в обществе правил. В частности, именно это соотношение реализуется в игре (подробнее об этом см. в гл. 2).