Интеллектуальные карты

Вначале несколько слов о так называемом радиантном мышлении (от лат. radiantis – излучающий). Радиант – это точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например метеоритов одного потока. Термин "радиантное мышление" относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. От этого объекта во все стороны отходят лучи к каждой части, входящей (по различным признакам) в состав центрального объекта. Лучей будет столько, сколько относительно независимых частей удается выделить. Центральный объект характеризуется через составные части, а каждая составная часть, в свою очередь, характеризуется только в связи с центральным объектом.

Радиантный способ мышления позволяет удерживать в поле анализа целиком центральный объект и все его компоненты. Это один из наилучших способов осмысления целого во взаимосвязи с частями, поскольку он наиболее адекватно согласуется с программируемой работой мозга. Целое мы можем представить себе как общий каталог, а подкаталоги ассоциируются с частями целого.

Интеллектуальная карта (интеллект-карта) – это форма графического выражения радиантного мышления. Она всегда выстраивается вокруг центрального объекта. В ней каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации. Само построение интеллектуальной карты представляет собой процесс создания длинной цепи разветвляющихся ассоциаций. Автором методики интеллектуальных карт (mind maps) является английский психолог Тони Бьюзен (р. 1942). Процесс составления интеллектуальных карт и методологию их применения для решения различных задач обучения рассмотрим, опираясь на работы Тони и Барри Бьюзенов, исследования отечественных ученых.

Исследователи отталкиваются от мысли, что человеческий мозг рождается со способностью строить карты мышления. Одно из первых слов, которое произносит всякий ребенок: "мама". Это слово – центр интеллектуальной карты; для ребенка он него, словно лучи, выходят такие понятия, как любовь, еда, тепло, защита, транспорт, воспитание и все остальные. Таким образом, ребенок инстинктивно оперирует своеобразными внутренними интеллектуальными картами и затем будет пользоваться ими всю свою жизнь. Он строит свои знания вокруг центров-радиантов в виде бесконечных и густо переплетенных ассоциативных ветвей, которые потом, в зрелом возрасте, превращаются в так называемый багаж знаний, интеллектуальный капитал, и на базе чего в последующем строится мышление.

Таким образом, обучаемым необходимо научиться сознательно строить карты всего того, что они хотят знать, а учителя должны научиться управлять этим процессом. Учителю необходимо следить за тем, чтобы структура интеллекта учеников постоянно получала подпитку в виде карт – предпосылку развития. Ему нужно научить учеников оперировать внешним выражением той структуры, носителем которой является интеллект-карта.

Причина, по которой одна карта, как говорится, стоит тысячи слов, заключается в том, что при ее восприятии используется целый набор кортикальных способностей мозга соотносить цвет, формы, линии, размеры, текстуру, визуальный ритм и особенно воображение. В этой связи образы более красноречивы, точны и имеют большую способность рождать ассоциации, что, как известно, является важнейшим фактором творческого мышления и прекрасной памяти.

Наибольший эффект от интеллектуальных карт достигается, когда в центре карты содержится графический образ, а не слово, и образы используются вместо слов в каждом удобном случае. При этом комбинирование двух кортикальних способностей – оперирования словами и оперирования образами – многократно увеличивает отдачу от потраченной ментальной энергии, особенно когда человек создает собственные, а не используете готовые образы.

Экспериментальные исследования подтверждают значимость графических образов в обучении. Английские психологи Булл и Виттрок с целью определить значение графических образов в учебном процессе предложили школьникам 9–10 лет выучить определения таких понятий, как "мозг", "журнал", "проблема" "правда". Детей разделили на три группы. Группа № 1 читала слово, затем его определение, записывала их в тетрадь, после чего рисовала сначала свое представление о понятии, которое отражается словом, а затем представление, которое сформировалось после прочтения определения. Дети в группе № 2 делали то же, что и в группе № 1, но вместо того, чтобы рисовать, получали готовые рисунки. Дети в группе № 3 просто многократно записывали слово и определение. Через неделю состоялся экзамен, чтобы выяснить, насколько хорошо дети усвоили слова и определения. Дети из группы № 1, которые рисовали сами, намного лучше других выдержали экзамен. Хуже всего справились с ним дети из группы № 3, которые вообще не работали с визуальными образами.

Результаты эксперимента подтверждают вывод о том, что интеллектуальные карты являются эффективным подспорьем в обучении. Они не только используют визуальные образы, но сами являются визуальными образами. В интеллект-картах используется весь спектр кортикальних способностей мозга: операция словами, образами и числами, логика, ритм и цвет, пространственная ориентация.

Требования к составлению интеллектуальных карт следующие:

1) объект изучения фиксируется в центральном образе;

2) основные темы, связанные с объектом, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3) ветви отражаются и объясняются ключевыми словами или образами;

4) вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, которые отходят от ветвей более высокого порядка;

5) ветви ветвей используются для третичных и всех других идей;

6) ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллектуальных карт можно улучшать с помощью цвета и рисунков, закодированных выражений, сокращений, значков, символов и т.п.