Интегральный показатель национальной силы
Как уже подчеркивалось выше, поскольку геополитические решения носят синтетический характер, то анализ отдельных компонентов национальной силы без понимания их взаимозависимости и взаимообусловленности во времени и пространстве недостаточен. Необходим переход к интегральному показателю с точки зрения системного подхода.
Интегральный показатель могущества государства будет иметь многомерную структуру, что предполагает качественные и количественные оценки там, где это возможно. Формула Р. С. Клайна из Джорджтаунского университета США с дополнениями Межамериканского военного колледжа определяет интегральную характеристику мощи государства в следующем виде:
Р = (С + Е + М) × (S + W + P),
где Р – совокупность могущества государства, С – критическая масса (сумма коэффициентов численности населения и площади территории страны), Е – экономическая мощь, М – военная мощь, S – стратегические цели государства, W – желание населения следовать существующей в стране стратегии, Р – сила убеждения политического руководства страны, его способность повести за собой не только население своей страны, но и союзников. При этом входящие в формулу элементы оцениваются экспертными методами.
По мнению профессора Национального технического университета Украины Александра Сергеевича Макаренко, данная формула может быть применена для анализа динамического взаимодействия государств с различной силой.
Данные попытки синтеза оказываются не всегда удачными, поскольку чем выше уровень абстракции, тем выше вероятность ошибки. В середине 1980-х гг. японскими учеными был разработан аналитический метод оценки "национальной силы", основанный на анализе трех основных составляющих: способность государства вносить вклад в экономическую, финансовую и научно-техническую сферы деятельности международного сообщества; выживать в кризисных и экстремальных международных условиях; продвигать и пропагандировать свои национальные интересы, опираясь на весь комплекс компонентов "национальной силы", в том числе с помощью силового давления. Средневзвешенная итоговая оценка всех трех индексов составляла для СССР 77%, для США – 100%, Японии – 47%. Но данная методика не смогла спрогнозировать распад СССР.
Кроме тех компонентов национальной силы, которые перечислены выше, интегральный показатель национальной силы, на основе которого определяется геополитическое положение страны, должен учитывать: характер угроз, который подразумевает анализ геостратегий потенциальных и вероятных противников; близость к существующим и потенциальным мировым конфликтным точкам и регионам; исторических и потенциальных союзников данного государства; динамику отношений с существующими и потенциальными центрами силы; стратегические запасы.
Сравнение может осуществляться по линии разности потенциалов по одномерной структуре. Р. Руммель еще в 1962 г. в своей книге "Параметры наций" сформулировал критерии качества социальных показателей. Они должны быть сопоставимыми, пригодными для описания каждой нации, основаны на объективных измерениях и в конечном счете характеризовать различия между ними. Это ставит достаточно остро вопрос о сборе и анализе данных, касающихся национальной силы. Данный сбор может осуществляться как вполне легальными, так и нелегальными средствами, т.е. с помощью шпионажа. При этом "экономическая разведка ныне является столь же нужной и необходимой, как и сбор сведений об остальных элементах мощи и силы враждебного государства".
Характерной чертой XX в. стало то, что усилилась взаимозависимость и взаимообусловленность всех компонентов национальной силы. Взаимозависимость и взаимообусловленность проявляется и на глобальном уровне. Проблемы "теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще политические; более того, тесно переплетаясь и взаимодействуя друг с другом, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных областях".
Компоненты национальной силы, в зависимости от складывающейся геополитической ситуации, оказывают различное воздействие на интегральный показатель национальной силы.
Если подвести итог вышеизложенному, то национальная сила определяется совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных географических, политических, экономических, военных, социальных и духовных факторов, позволяющих государству поддерживать достаточную степень положительной динамики в своем развитии; иметь возможность эффективного противостояния существующим и потенциальным внутренним и внешним угрозам; в долгосрочной перспективе на основе геостратегии, разработанной на базе национальной доктрины обеспечивать возможность достижения целей и задач внутри государства и вне его.
Национальная сила определяет, таким образом, прочность государства на основе наличия всех видов ресурсов, которые обеспечивают нормальное функционирование всех компонентов национальной силы. "Сила продолжает оставаться решающим мотивом поведения. Баланс сил, неравенство в силах, вакуум силы, иллюзия силы должны постоянно приниматься во внимание". Важнейшим показателем национальной силы и силы государства является его временная устойчивость, иными словами, способность восстанавливаться после какого-либо исторического цикла, т.е. "первейшая с геополитической точки зрения обязанность государства – самосохранение".
Нарушение соотношения между основными компонентами свидетельствует об изменении геостратегии страны. Так увеличение военных расходов означает упор на силовые способы решения геополитических проблем, уменьшение – переход на экспансию другими средствами. Если наблюдается паритет в компонентах национальной силы, то возможен переход на соперничество в других областях. Здесь на первый план выходит качество дипломатии и разведки. США был равен СССР в военном плане, что автоматически предопределило переход на соперничество и конкуренцию в других сферах национальной силы.