Интегральный показатель качества как характеристика конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность нами рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности - это интегральный показатель качества. Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизирован (2).
Интегральный показатель качества продукции (I) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
(1)
Например, в шинной промышленности интегральный показатель определяется как отношение показателя пробега ("ходимости") к себестоимости или цене шины.
Для стиральной машины он рассматривается как отношение количества выстиранного белья за весь срок службы к суммарным затратам, складывающимся из себестоимости и затрат на ремонт и оплату потребляемой электрической энергии.
В дальнейшем мы придадим интегральному показателю более широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (СΣ), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:
(2)
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров исходя из их конкурентоспособности.
"Качество" и "конкурентоспособность", безусловно, термины не тождественные. Термин "интегральный показатель" - это "мостик" между ними.
Поскольку сущность понятия "конкуренция" - это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности - уровня конкурентоспособности.
Уровень конкурентоспособности продукции - это относительная количественная характеристика.
В основу определения термина можно положить формулировку, которая была предложена А. Н. Литвиненко и А. М. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машинно-технической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью "характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение" [115].
Если указанную формулировку взять за основу и "привязать" ее к моменту времени, то получится точное и емкое определение термина: уровень конкурентоспособности товара - относительная характеристика товара, которая отражает в рассматриваемый период времени его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия общественным потребностям, так и по затратам на их удовлетворение.
Уровень конкурентоспособности (К) определяется по следующей формуле:
(3)
где I0 - интегральный показатель оцениваемой продукции; Ia - интегральный показатель продукции-аналога.
Если К > 1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию-аналог.
В табл. 1 приведено сопоставление конкурентоспособности американского и отечественного ракетных носителей (см. [45]).
Таблица 1
Показатели ракет-носителей
Показатели |
Типы ракет |
|
"Шаттл" (США) |
"Энергия" (СССР) |
|
Грузоподъемность, т |
24 |
100 |
Стоимость, млн долл. |
360 |
66,3 |
Интегральный показатель, т/млн долл. |
0,067 |
1,5 |
Из данных табл. 1 следует, что уровень конкурентоспособности "Энергии" примерно равен 21.
Для наглядного сопоставления товаров по конкурентоспособности, оцененной по интегральному показателю, применяют прямоугольную (декартову) систему координат, в которой, как правило, на вертикальной оси представляют качество (комплексный показатель качества), а на горизонтальной - цену (продажную цену или цену потребления). В рамках системы вычерчивается прямоугольник с четырьмя секторами - квадрантами. Указанный способ графического представления конкурентоспособности, который показывает положение объекта относительно аналогов, называется позиционированием объекта (рис. 3).
Рис. 3. Конкурентное позиционирование товаров
Секторы: 1, 3 - товары с промежуточными значениями конкурентоспособности; 2 - товары с высокой конкурентоспособностью; 4 - товары с низкой конкурентоспособностью; - положение ракеты "Энергия";- положение ракеты "Шаттл"
Конкурентное преимущество товара - качественная и (или) стоимостная характеристика, показывающая превосходство данного товара над товарами-конкурентами в удовлетворении потребности приобретателя. Преимущество может выражаться непосредственно в виде критерия конкурентоспособности или в опосредованной форме - через факторы: улучшенную упаковку, сырье, технологию и пр.