Интегральные характеристики инвестиционной привлекательности региона
1. Известен рейтинг агентства "Эксперт РА", составленный на основе сопоставления интегральных характеристик регионов, который использует для оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ их "совокупный инвестиционный потенциал" и "совокупный инвестиционный риск". В зависимости от уровней совокупных инвестиционного потенциала и инвестиционного риска все регионы России по уменьшению их инвестиционной привлекательности ранжируются на регионы, имеющие:
"Высокий потенциал – минимальный риск" – 1А;
"Высокий потенциал – умеренный риск" – 1В;
"Высокий потенциал – высокий риск" – 1C;
"Средний потенциал – минимальный риск" – 2А;
"Средний потенциал – умеренный риск" – 2В;
"Средний потенциал – высокий риск" – 2С;
"Низкий потенциал – минимальный риск" – 3А;
"Пониженный потенциал – умеренный риск" – 3В1;
"Пониженный потенциал – высокий риск" – 3С1;
"Незначительный потенциал – умеренный риск" – 3В2;
"Незначительный потенциал – высокий риск" – 3С2;
"Низкий потенциал – экстремальный риск" – 3D.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" для оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ использует две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. При оценке инвестиционного потенциала учитываются насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется группой показателей: природноресурсный; трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень); производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инфраструктурный; финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения); потребительский (совокупная покупательная способность населения региона); туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими). Оценка инвестиционного риска производится в зависимости от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминогенной ситуации. Его величина свидетельствует о вероятности потери инвестиций и дохода от них.
В целом интегральный инвестиционный риск России и все его составляющие снижаются, но по-прежнему самые высокие риски для инвесторов в России связаны с эффективностью государственного правления (рис. 4.1). Средневзвешенный индекс риска рассчитывается по методике РА "Эксперт" (от 0 до 1, где 1 – максимальный риск).
Рис. 4.1. Интегральный инвестиционный риск России
Рейтинг инвестиционной привлекательности "Эксперт РА" составляет следующим образом: проводится опрос, в котором принимают участие специалисты DeutscheBank, МСП Банк, ВЭБа, банка "Траст", "Деловой России", Российско-германской внешнеторговой палаты, Фонда "Сколково" и Независимого института социальной политики. Эксперты определяли вес той или иной составляющей в интегральном показателе риска и инвестиционного потенциала. Кроме этого используются статистические данные.
Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск – какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе.
Интегральный риск состоит из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообщества. Экспертные веса компонентов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала представлены на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Экспертные веса компонентов риска и потенциала (2010-2011 гг.)
2. К числу наиболее информативных и масштабных современных методик относится методика комплексной (интегральной) оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в регионе, разработанная группой ученых Совета по изучению производительных сил (СОПС). Основной идеей этой методики является определение инвестиционной привлекательности и ее функции – инвестиционной активности, при этом инвестиционная привлекательность описывается при помощи двух интегральных характеристик – инвестиционного потенциала региона и регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже уровень регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности, тем выше инвестиционная привлекательность и, как следствие, инвестиционная активность в регионе.
При расчете данная методика использует 23 показателя. Для приведения частных показателей к сопоставимому виду авторами использована процедура стандартизации (нормализации) их значений путем отнесения числового значения каждого частного показателя по данному региону к среднему значению этого показателя по Российской Федерации в целом:
где – стандартизированное значение s-го частного показателя по i-му региону; рм – числовое значение s-го частного показателя по i-му региону; ps – числовое значение s-го частного показателя в среднем по Российской Федерации.
Следующим шагом в рассматриваемой методике является расчет интегральных показателей инвестиционной привлекательности регионов. В этом случае
где – интегральный уровень инвестиционного потенциала i-го региона, – интегральный уровень некоммерческого риска в i-м регионе, а все частные показатели, используемые в рассматриваемой методике (всего 23 показателя) разбиты на две больших группы – показатели инвестиционного потенциала и показатели некоммерческих рисков.
Внутри группы показателей инвестиционного потенциала выделены следующие подгруппы показателей: 1) производственно-финансового потенциала региона; 2) социального потенциала региона; 3) природно-географического потенциала.
Первую подгруппу показателей составляют следующие частные показатели: 1) объем промышленного производства; 2) темпы изменения объемов промышленного производства; 3) уровень развития малого предпринимательства; 4) доля убыточных предприятий; 5) суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий региона; 6) объем розничного товарооборота; 7) экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье. Рассмотрим методику расчета некоторых показателей более подробно. Показатель № 3 (П3) определяется авторами как среднесписочная численность работников малых предприятий (ЧМП, тыс. чел.) к численности экономически активного населения (ЧЭАН, тыс. чел.):
П3 = ЧМП / ЧЭАН.
Корректнее использовать этот показатель в качестве социально значимого, но никак не в качестве показателя, имеющего отношение к эффективности инвестиционной деятельности. Получаемый результат есть всего лишь доля трудоспособного населения, занятая в таком достаточно специфическом в условиях современной переходной экономики секторе, как малое предпринимательство, а никак не уровень развития чего бы то ни было.
Не вызывает вопросов использование такого статистического показателя, как доля убыточных предприятий (П4). Действительно, такой показатель является легкодоступным в официальной статистической отчетности, не требует дополнительных вычислений и самое главное – высокоинформативен для целей государственного регулирования инвестиционной деятельности, направленной на преодоление территориальных диспропорций экономического развития российских регионов.
Пятый показатель – "суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий" – является комплексным. Авторы предлагают рассчитывать его по формуле
П3 = (АОД + ПВН) / Н,
где АОД – амортизационные отчисления, обеспеченные деньгами; ПВН – прибыль за вычетом налогов и других обязательных платежей (по усредненной доле); частный показатель Н – наличное население на начало года, следующего за отчетным периодом.
Следующий, шестой, показатель также является интегральным:
П6 = (ОТ • Н) / (ПМИНi / ПМИН) / Н,
где ОТ – оборот розничной торговли на душу населения; Н – наличное население; ПМИШ – прожиточный минимум в регионе; ПМИН – прожиточный минимум в среднем по стране.
Последний, седьмой, показатель первой подгруппы – "экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье":
П7 = (Э1 + Э2) / Н,
где Э1 – экспорт в страны вне СНГ за отчетный период (за год); Э2 – экспорт в страны СНГ за отчетный период (за год); Н – наличное население.
Таким образом, в первую подгруппу показателей (производственно-финансового потенциала региона) входят семь комплексных показателей.
Вторую подгруппу показателей социального потенциала региона образуют следующие частные показатели: 1) обеспеченность населения жильем; 2) обеспеченность населения легковыми автомобилями; 3) обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования; 4) обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием; 5) объем платных услуг для населения; 6) уровень жизни населения региона.
Показатель "обеспеченность населения жильем" (П8) определяется как количество жилой площади на одного жителя.
Показатель обеспеченности населения легковыми автомобилями (П9) представляется нам малообъективным. Ведь состояние производственной и социальной сфер, например, Приморского края мало связано с тем, что по количеству легковых автомобилей (в основном подержанных японского производства) он вряд ли уступит другим регионам.
Расчетная формула показателя П10 "обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования" выглядит следующим образом:
П10 = ТГ(НГ/Н) + ТС((Н – НГ)/Н),
где ТГ – обеспеченность населения телефонными аппаратами сети общего пользования в расчете на 1000 семей постоянного городского населения; ТС – обеспеченность населения телефонными аппаратами сети общего пользования в расчете на 1000 семей постоянного сельского населения; Н – наличное население; НГ – в том числе наличное городское население.
Значение следующего показателя – "обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием" (П11) – также является результатом комплексного использования нескольких частных показателей:
где ПД – плотность автодорог общего пользования (протяженность автодорог, км /1000 км2 территории); Т – территория; Н – наличное население.
Показатель "объем платных услуг для населения" (П12) представляет собой подушевое распределение средств, затраченных населением на платные услуги (ОПУ). Показатель уровня жизни населения региона (П13) определяется как соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и прожиточного минимума – УЖН (в процентах).
Третья подгруппа показателей характеризует природно-географический потенциал региона. В ее состав входят следующие частные показатели: наличие природных запасов (углеводородных ресурсов, нефти и газа) (П14); наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов (кроме углеводородных) (МСР) (П15); географическое положение региона по отношению к внешнеторговым выходам России (П16).
Резюмировать целесообразность использования рассмотренного набора показателей станет возможным только тогда, когда будет рассмотрена вторая большая группа показателей, определяющих уровень инвестиционных некоммерческих рисков.
В эту группу входят семь показателей: 1) доля малоимущего населения (П17); 2) уровень преступности (П18); 3) уровень безработицы (П19); 4) уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата (П20); 5) отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики (П21); 6) уровень конфликтности трудовых отношений (П22); 7) уровень политической стабильности (П23).
На макроуровне инвестиционная привлекательность региона зависит: 1) от степени индустриального развития региона; 2) географического расположения и природно-климатических ресурсов; 3) системы льгот для инвесторов в регионе; 4) уровня развития законодательной базы инвестиционной деятельности и др.
Неблагоприятная в настоящее время относительно многих других стран мира инвестиционная привлекательность значительной части регионов России является главной причиной значительного дефицита как отечественных, так и иностранных инвестиций, "ухода" российских капиталов за границу в более инвестиционно привлекательные страны [6]. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.
Россия поставила перед собой весьма непростую цель – в течение ближайших нескольких лет занять в авторитетных рейтингах предпринимательского климата место сначала в числе первых 40, а потом – первых 20 стран, для чего необходимо качественно повысить инвестиционную привлекательность и отдельных регионов, и России в целом.
Для повышения инвестиционной привлекательности региона и вовлечения бизнеса в инвестиционный процесс необходимо:
1) учитывать особенности регионов посредством ввода дополнительных показателей, учитывающих их специфику, в частности долю национального богатства РФ, которая приходится на регион;
2) при ориентации региона на отечественные инвестиции акцентировать повышение его инвестиционной привлекательности для реализации в регионе национальных проектов и федеральных целевых программ, инициировать в нем реализацию федеральных целевых программ;
3) ввести в показатель, характеризующий интегральную инвестиционную привлекательность региона, раздел оценки инвестиционной привлекательности инновационной сферы;
4) привлечь в регионы специализированные аккредитованные научные структуры, обеспечивающие постоянный мониторинг инвестиционной привлекательности региона;
5) разработать условия, стимулирующие крупные фирмы инвестировать в научные исследования, стратегические инвестиции, человеческий капитал;
6) ввести дополнительные интегральные показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность региона: а) показатель эффективности вложений и отдачи инвестиций за определенный промежуток времени в регионе; б) показатель эффективности инвестиций в инновационную сферу.
Обоснуем эти предложения.
1. Значительная часть регионов и большая часть перерабатывающих отраслей России не используют полностью как свой инвестиционный потенциал (существует инвестиционный разрыв между инвестиционным потенциалом региона и объемом привлекаемых инвестиций), так и ресурсный потенциал для привлечения инвестиций.
В новой экономике, основанной на знаниях, наряду с традиционными составляющими – физическим капиталом, природно-ресурсным капиталом – существенную роль играют такие составляющие национального богатства, как человеческий капитал, инновационный потенциал, уровень образования.
Если рассматривать национальное богатство региона и как совокупность человеческого, природного и физического видов капитала (как долю национального богатства России, приходящуюся на соответствующий регион), то это и есть ориентир для возможного обеспечения привлекаемых в регион инвестиций (инвестиционный потенциал региона).
2. Объектом инвестирования в регионе могут выступать отдельный инвестиционный проект, предприятие, населенный пункт, муниципальное образование, отрасли региональной экономики, регион в целом. Все эти объекты объединяет наличие собственных бюджета и системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу ряда особенностей он имеет свою специфику и в то же время в силу целостности структуры не является уникальным. С одной стороны, эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой, с другой – инвестиционная привлекательность, условия ведения бизнеса зачастую сильно различаются по регионам России, поэтому учет региональной компоненты и особенностей привлечения тех или иных видов инвестиций в регион в этих условиях наиболее актуален.
Для оценки инвестиционной привлекательности региона нельзя использовать единую методику, тем более для такой страны, как Россия. Различия между регионами огромны, поэтому измерять инвестиционную привлекательность одними и теми же показателями нельзя. Потенциал, как правило, рассматривается как совокупность всех возможностей, средств, запасов, источников, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
При этом один регион имеет наличие запасов углеводородных ресурсов, другой – благоприятный климат и условия для ведения сельского хозяйства, в третьем регионе есть потенциал развития рекреационных услуг или внешнеторговые выходы.
Предлагается учитывать различные виды потенциалов, раскрывающих отдельные компоненты для построения комплексной оценки регионов по уровню инновационной активности и инвестиционной привлекательности: 1) кадровый; 2) производственно-технологический; 3) экономический; 4) финансовый; 5) управления внедрением инноваций; 6) информационный; 7) социально-экономического развития региона (города); 8) условий и уровня жизни населения региона (города); 9) социальной сферы; 10) системы образования; 11) научно-технический; 12) системы здравоохранения; 13) потребительского рынка; 14) экологический; 15) сельскохозяйственной территории; 16) природно-ресурсный; 17) рекреационный и т.д.
3. В настоящее время происходит медленный переход от конкуренции за федеральный ресурс к конкуренции за бизнес, вносящий налоги в территориальные бюджеты, и за людей, доходы которых тратятся в границах территории, тем самым создаются новые предпосылки для развития бизнеса. Главная проблема здесь состоит в том, чтобы разработать, принять и реализовать такую программу, которая объективно нацеливалась бы на перспективу регионального развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры.
Поэтому обязательно наличие научно обоснованной программы социально-экономического развития региона. Процесс разработки программы может быть следующим: 1) основным принципом становится согласование интересов, причем начинать необходимо с долгосрочных целей и ориентиров; 2) разработка программы базируется на понимании глобальных процессов в мире, тенденций мирового развития и сущности глобальной конкуренции; 3) программа инновационного развития территории не является догмой, так как в результате новых идей и действий могут изменяться понимание границ системы и оценка текущей ситуации.
4. Существующие методики оценки инвестиционной привлекательности, даже такие авторитетные, как методика агентства "Эксперт РА" или методика СОПС, не учитывают инновационную составляющую. Мы предлагаем ввести группу показателей, характеризующих инновационный потенциал региона, например: 1) коэффициент обновления основных производственных фондов; 2) доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП (валовой региональный продукт); 3) уровень инновационной активности промышленных предприятий региона; 4) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции региона.
5. Аккредитованные специализированные научные структуры, обеспечивающие постоянный мониторинг инвестиционной привлекательности региона, за счет более оперативного мониторинга должны повысить качество управления, в том числе эффективность управления инвестициями. Результаты мониторинга позволят определить проблемы и приоритеты развития региона с целью развития инвестиционного и инновационного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности.
6. Разработка и реализация в регионе условий, стимулирующих крупные фирмы инвестировать в НИОКР, стратегические инвестиции, человеческий капитал, позволят снять часть нагрузки с регионального бюджета по финансированию фундаментальных и прикладных НИОКР, региональной науки и образования, привлечь в региональную экономику отечественные инвестиции, ускорить реализацию перехода региона на инновационный тип развития и оптимизировать соотношение финансирования науки государства и бизнеса в соответствии с подобной структурой финансирования в экономически развитых странах. Система образования в регионе должна соответствовать уникальности данного региона, на которой концентрируются усилия власти и бизнеса. Среднее специальное и высшее образование должны создавать востребованный именно здесь человеческий капитал. Заинтересовать бизнес в инвестициях в сферу образования непросто. Главное, он должен осознать необходимость этого. Надо развивать формы участия бизнесменов в образовательном процессе, а студентов – в бизнесе: лекции, круглые столы, привлечение студентов к созданию инновационных продуктов, развитие системы прохождения практики на крупных и средних предприятиях и др. Такая политика неизбежно начнет приносить плоды. Для бизнеса – это повышение доходности инвестиций, для региона – повышение качества жизни в нем.
7. Первостепенную важность имеют также не объем или количество инвестиций, а их качество и эффективность использования. Связано это с тем, что не все инвестиции, привлекаемые в регион, равноценны по их вкладу в развитие региональной экономики, в повышение конкурентоспособности региона, качества жизни его населения. Прежде всего, для региона важны прямые иностранные инвестиции, предполагающие вложения в экономику региона в виде современных технологий и новейшего оборудования, и отечественные инвестиции как признак доверия бизнеса руководству региона и России в целом, как самый надежный сигнал к снижению темпов ухода российского капитала за рубеж.
С учетом перехода России и большей части ее регионов на инновационный тип развития к 2020 г. в соответствии со "Стратегией-2020" особо актуальным для регионов является привлечение стратегических инвестиций в инновации.
Для инвестора одним из ключевых показателей является отдача вложенных средств. Отсюда вытекают задачи качественного и эффективного использования средств и ориентации на конечный результат.
Среди известных показателей, характеризующих интегральную привлекательность региона, такие показатели отсутствуют. Поэтому в качестве интегральных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность региона, предлагаем использовать следующие: 1) зависимость прироста валового регионального продукта от прироста инвестиций в регион и 2) зависимость прироста инновационной активности от прироста инвестиций в инновационную сферу.
Таким образом, предложенные рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона позволят более полно реализовать инвестиционный потенциал субъектов РФ, повысить качество оценки эффективности использования инвестиций в регионе и вовлечь бизнес в инвестиционный процесс.