Лекция 5. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ: ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Еще 10 лет назад на слово "инсценирование" в туризме было наложено табу. С этим понятием ассоциировался Дисней и все, что связано с искусственностью. Но что значит инсценирование в туризме, инсценирование, связанное с туристской дсстинацией? Не противоречит ли концепция инсценирования идее аутентичности, которой всегда были привержены организаторы альпийского туризма? Гостеприимство, родина, традиция - это есть то оригинальное, неповторимое, что было важно в туризме. Инсценирование может быть только бледной копией.
Многие исследователи тогда жаловались по поводу коммерциализации эмоций.
Не последнюю роль сыграла длительная дискуссия о влиянии туризма на разрушение аутентичности (национальной идентичности) и отчуждения по отношению к культурным первоистокам.
То, что полемика о подлинном и художественно-организованном (искусственном), особенно в сфере туризма, это важная полемика, а не просто проблематизация реальности, должно быть ясно всем, кто знает историю современного туризма в Европе.
Все, кто украшал родные города уже в начале XX века, в определенном смысле занимались инсценированием, когда они размещали цветочные ящики и скамейки для иностранцев, приехавших на летние каникулы. Каждый отель, любой парк, любой вечер на Родине изменял "реальность" в направлении "Hyperreality".
Необычайное и причудливое, микс давно существующих архитектурных форм и вторично возведенных конструкций "растущих подлинных туристских дестинаций", от подлинности которых мало что осталось, образуют новую реальность.
Другими словами, следует признать, что противоречие межу "подлинным" и "искусственным" похоронено по крайней мере применительно к проблеме европейского туризма окончательно, и требовать, чтобы эстетический хаос незапланированного инсценирования сглаживал это противоречие, невозможно.
Досуг и туризм являются неотъемлемой частью, если нс сердцевиной "экономики ощущений".
Это понятие "Experience-Economy", введенное Пайном / Гилмор (1999), на немецкий было переведено как "Erlebnis-Okonomie".
Замена "общества переживаний" на "общество чувствования" (Яоше1В-51гаске, 2003) должно было передать то, что инсценирование в туризме передает не только захватывающее дух напряжение, веселье, но и отражает прежде всего новый, значимый индивидуальный опыт. Ощущение по сути есть гораздо в меньшей степени переживание, нежели опыт. Ощущения - это есть нечто большее, нежели опыт и тела, ума и души.
Это преобразование, которое осуществляет менеджер экономики ощущений, используя инструмент инсценирования в туризме.
Его профессиональное поле становится все более широким. Границы культуры управления таким образом сдвигаются к дизайну и архитектуре.
Экономика свободного времени и экономика туризма могли бы достичь более зрелой ступени развития, отрефлексировав самосознание общества как общества с экономикой ощущений, в которой целенаправленно создаются инсценировки, рождающие ощущения, не исчезающие мгновенно и не разрушающиеся.
Можно, конечно, критически смотреть на это, как, например, это делает Джереми Рифкин.
Вернуться к "первозданности", без инсценировки все-таки не представляется возможным.
Визуальный мини-кейс: здание в Карпениси
Рис. 1
Здание расположено в Карпениси, это небольшой город в горах. В данной местности сформировалась четкая типология архитектуры, стены из местного камня и особого вида крыши. Архитекторы учли эти особенности, постарались оказать минимальное влияние на ландшафт и использовать экологическую стратегию при выборе материалов, технологий и форм.
Рис. 2
Проанализировав существующий ландшафт, архитекторы пришли именно к такому решению; оно как-будто возникает из земли, очень поэтично сочетаясь и играя с линиями природы.
Рис. 3
Дом состоит из двух частей: одна - для офисных помещений, другая - для бытовых (ресторан, кухня, бар).
Рис. 4
Центральное здание соединено с маленькими зданиями- сателлитами. Помимо этого, оборудован бассейн, частично закрытый, частично открытый.
Использованы иллюстрации с сайта: klab.gr.