Лекция III. ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Предприятие – это механизм, с помощью которого люди могут помочь друг другу[1].
Развиваемые компетенции:
знать
• сущность социальной парадигмы предпринимательского мышления;
• провалы рынка и их влияние на социальную ориентацию компании;
• особенности менеджмента социально ориентированной компании;
уметь
• идентифицировать социальные ценности компании и обеспечивать их взаимосвязи с ее целями;
• оценивать социальный и этический капиталы компании и эффективно их использовать в системах управления;
• применять на практике модели социально ориентированного управления;
владеть
• методами корректирования провалов рынка силами социально ориентированных компаний;
• методами интеграции принципов КСО в традиционные управленческие функции;
• методами формальной идентификации КСО в системах управления компанией.
Особенности менеджмента социально ориентированной компании
Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло.
С тех пор зло старается не лежать, даже когда болеет. А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть![2]
Как было показано, возникновение социально ориентированных компаний обусловлено многими побудительными факторами: религиозными, традициями благотворительности, интересами стейкхолдеров, зовом совести. Наряду с тем КСО компаний становится фактором их жизнеспособности в условиях, когда рынок деформируется различными по природе "провалами". Современный рынок не насыщен всеми необходимыми товарами на уровне потребности в них, поскольку в задачи рыночных механизмов не входит удовлетворение неплатежеспособного спроса населения, а он существенно превышает платежеспособный. Образуются рыночные "бреши", где не удовлетворены самые насущные социальные потребности.
Провалы рынка создают новые возможности для развития деятельности многих современных компаний. Исходя из этого наряду с устремлением к прибыли они все чаще прибегают и к другой немаловажной движущей силе их развития – к созданию социальных ценностей для блага общества, таких как полезные товары (услуги), новые рабочие места, достойное качество жизни работников, справедливое распределение дохода компании, благотворительность и др. Формируя контексты экономическим целям компании, социальные ценности придают этический вектор развитию ее деятельности, способствуют расширению базы знаний и доступа к трудовому потенциалу, обеспечивают синергетические и мультипликативные эффекты, а также дополнительные индивидуальные выгоды, связанные с удовлетворением профессиональных и духовных потребностей (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Взаимосвязи социальных ценностей и целей компании[3]
Природа ценности |
Социальные ценности |
Основные цели компании |
Теоретическая |
Истина, знание, талант, интеллект, превосходство |
Долгосрочные исследования и разработки, инновации, опережение |
Рациональная |
Практичность, надежность, накопленные богатства |
Рост, прибыльность, экономичность, стабильность, полезность, результаты |
Политическая |
Власть, признание, свобода, независимость, кредо, лобби |
Общий объем капитала, продаж, льготы, конкурентоспособность, гарантии |
Этическая |
Деловая дружба, честность, привязанность, лояльность, справедливость, согласие, доверие, благотворение |
Социальная ответственность, косвенная конкуренция, достойный труд, благоприятная атмосфера в компании, приверженность персонала |
Эстетическая |
Художественная гармония, цвет, форма, симметрия |
Дизайн рабочего места, работы, изделия, привлекательность, дресс-код |
Религиозная |
Согласие с Вселенной, любовь к ближнему |
Миссия, видение, безопасность производства и продукции, репутация |
Самостоятельная работа
Перечислите основные социальные ценности, которые может создавать коммерческая компания. Предложите возможные их измерения, а также способы интеграции этих измерений в традиционную систему менеджмента.
Современные компании в различных формах и с разной степенью проявляют социальную активность. Их можно условно характеризовать по шкале с континуумом от "чисто социальных" до "чисто прибыльных". В проекте "Глобальный мониторинг предпринимательства" (Global 1
Entrepreneurship Monitor, далее – GEM) предложены три измерения социальной активности: миссия (социальная или экономическая), доход от основной деятельности, инновационная составляющая. В этих "координатах" определены основные четыре типа компаний: некоммерческие (НКО), некоммерческие социально ориентированные предпринимательские, гибридные и коммерческие социально ориентированные предпринимательские. Помимо этого выделена специальная категория "бизнес, вовлеченный в социальную деятельность", который действует в рамках КСО. К этой категории отнесены коммерческие компании с превалирующей экономической миссией.
Данные Глобального мониторинга свидетельствуют о легитимности социальной парадигмы предпринимательского мышления в мире. В 55 странах – участницах проекта GEM на долю деятельности некоммерческих социально ориентированных предпринимательских компаний приходится 24%, а гибридных – 23% в структуре социального предпринимательства[4].
Покажем особенности управления и преимущества деятельности социально ориентированных коммерческих компаний. Важно понять, что не только векторы деятельности (миссии), но также и технологии менеджмента социально и экономически ориентированных компаний не идентичны. Например, различается их тактика поведения на рынке. Спрос на социальные программы и услуги обычно превышает возможности для сто удовлетворения, поэтому основная проблема у первых состоит в рациональном противостоянии высокому спросу на рост компании, в то время как у вторых, наоборот, – в поиске рациональных возможностей для захвата доли рынка.
Имеются существенные различия и в составе стейкхолдеров. Круг заинтересованных лиц, перед которыми несут ответственность социально ориентированные компании, гораздо шире и разнообразнее. Необходимо выстраивать взаимоотношения не только с традиционными участниками деятельности компании, но также с ее донорами, волонтерами, благополучателями, социальными партнерами и правительственными органами. Их интересы часто противоречивы, и перед менеджментом ставится сложная задача их согласования. Кроме того, социально ориентированной компании приходится согласовывать и комбинировать многочисленные социальные программы, проекты и гранты с разными сроками и требованиями с тем, чтобы покрывать ежедневные операционные расходы.
Также существует больше трудностей в оценке результатов из-за их латентности (неочевидности), невозможности количественного измерения, множественности причин, временной протяженности, различий восприятий. Имеются и другие важные различия менеджмента социально и экономически ориентированных коммерческих компаний (табл. 10.2).
Таблица 10.2
Сравнительная характеристика менеджмента социально и экономически ориентированных коммерческих компаний[5]
№ |
Предмет различия |
Социально ориентированные компании |
Экономически ориентированные компании |
1 |
Производство |
Товар и социальные блага |
Товар |
2 |
Предметы конкуренции |
Благотворительные средства, правительственные гранты и контракты, волонтеры, политическое внимание, осведомленность о потребностях |
Ресурсы, инвестиции, доля рынка, талантливые сотрудники |
3 |
Возможности |
Широкие |
Узкие |
4 |
Целеполагание |
Оправдывает возможности получения выгоды созданием социальной ценности |
Обосновывает возможности получения выгоды в личных интересах |
5 |
Критерии эффективности |
Финансовые и рыночные индикаторы в контексте социальной миссии |
Финансовые индикаторы, самоокупаемость, доля рынка, удовлетворенность клиентов |
e |
Привлечение ресурсов |
Лежащих за пределами границ компании; недостаточность ресурсов |
Зависит от преимуществ конкурентного положения и доступа к новой информации |
7 |
Мотивация персонала |
Основана на приоритете нематериальных стимулов |
Обеспечивает конкурентное вознаграждение |
8 |
Характер инновации |
Удовлетворение существующих потребностей с помощью инновационных подходов |
Создание нового продукта и обслуживание новых потребностей |
9 |
Объекты социальной ответственности |
Широкий и разнообразный круг заинтересованных лиц |
Круг финансово заинтересованных лиц |
10 |
Отчетность (финансовая / нефинансовая) |
Инициативна, произвольна, слабо контролируема |
Обязательна, унифицирована, контролируема извне |
Приведенные аргументы показывают, что социально ориентированный менеджмент компаний более сложный, но и менее требовательный, чем традиционный. Социальный рынок не наказывает их за неэффективные результаты, хотя и не вознаграждает за эффективные.
Основные преимущества таких компаний обеспечивают: искренняя вера в правильность делового поведения и успех, насыщенная сеть контактов, навыки управления взаимоотношениями, возможности изменения неблагоприятной внешней среды, стратегическая гибкость, социальные партнерства, инновационная активность в области решения социально значимых проблем. Заметим, что социальные партнерства позволяют компаниям объединять ресурсы для создания компетенций, которые они не могут развивать самостоятельно. Это открывает им новые стратегические и инновационные возможности. Конкуренты на социальном рынке часто становятся союзниками в служении общему делу. Их вовлеченность в организационные сети позволяет продвигать цели не только собственных компаний, но и всего сектора микрофинансирования[6].
Самостоятельная работа
По материалам учебной литературы, журналов, Интернета составьте учебную ситуацию (case-study), содержащую фактические данные о деятельности и особенностях менеджмента социально и экономически ориентированных компаний. Выполните их сравнительный анализ и выявите преимущества и недостатки социально ориентированной компании.