Инструменты реализации концепции устойчивого развития компании

Весьма остро ставится вопрос о необходимости учета последствий деятельности крупных компаний, их воздействия не только на социальную, но и па природную среду. В этой связи компании используют разнообразные инструменты устойчивого развития своей деятельности, к которым относятся: стандарты системы менеджмента качества, нефинансовая отчетность, вовлечение всех структурных подразделений в процесс устойчивого развития компании. Дадим краткую характеристику этим инструментам.

Стандарты системы менеджмента качества основаны на методологии модели TQM (всеобщий менеджмент качества), способствующей созданию действенного механизма регулирования деятельности компаний по достижению целей устойчивого развития. Используются стандарты ИСО серий: 9000 "Менеджмент качества", 14000 "Экологический менеджмент", 26000 "Руководство но социальной ответственности". Ведется разработка серии 5000 "Энергетический менеджмент". Чтобы поддерживать эти стандарты, компания документирует систематические усилия, направленные на непрерывное совершенствование в данных областях, и тем самым обеспечивает устойчивое развитие.

Другим важным инструментом является нефинансовая отчетность. Она дает компании следующие преимущества: повышение качества управления, позитивный вклад в обеспечение устойчивого развития, уменьшение рисков, в том числе – нефинансовых; улучшение репутации, развитие связей с заинтересованными сторонами, обмен информацией, обеспечение сравнительной результативности[1].

Большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, выпускающих отчеты, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач КСО или устойчивого развития[2]. Нефинансовый отчет является действенным инструментом налаживания диалога и взаимопонимания между компаниями и внешним сообществом, инструментом самосовершенствования компании в части систем управления.

Устойчивое развитие является не только обязанностями руководства компании, специалистов-экологов и профессионалов в данной области, но и требует вовлечение других подразделений в данный процесс (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Участие подразделений компании в процессе устойчивого развития

Характеристика

Структурные подразделения корпорации

Работа с поставщиками

Управление персоналом

Маркетинг

Финансы

Общественные / Корпоративные связи

Объект ответственности

Управление рисками. Ответственность за продукцию

Наем и удержание персонала.

Мотивация.

Повышение квалификации персонала

Бренд.

Репутация

Общественное доверие.

Ответственность.

Репутация

Репутация

Фокусирование внимания

Менеджмент.

Поставщики.

Организации по разработке стандартов.

Некоммерческие организации.

Конкуренты

Менеджмент.

Сотрудники.

Бизнес-сообщество.

Государственные институты. Регулирующие органы

Подразделения по корпоративным связям.

Международные

агентства.

Регулирующие

органы.

Конкуренты.

Клиенты.

Средства массовой информации. Некоммерческие организации

Акционеры. Финансовые директора. Менеджмент. Рынок. Конкуренты. Инвесторы. Органы по оценке деятельности. Регулирующие органы

Менеджмент.

Сотрудники.

Некоммерческие организации.

Консультативные

группы.

Конкуренты.

Бизнес-сообщество.

Государственные институты.

Регулирующие органы

Используемые инструменты / механизмы

Увеличение роли стратегического планирования.

Аудит.

Обучение.

Соблюдение стандартов и мониторинг.

Создание рабочих отношений

Взаимное обучение.

Профессиональная подготовка и развитие. Создание корпоративной культуры среди сотрудников. Руководство

Исследование и развитие.

Взаимодействие со стейкхолдерами.

Аналитические процедуры.

Обратная связь с клиентами.

Бенчмаркинг

Анализ. Исследование требований инвесторов. Проведение ежегодного общего собрания. Раскрытие информации

Обеспечение взаимосвязи бизнес- функций и управления с интересами стейкхолдеров

Связи с другими подразделениями

Продажи.

Маркетинг.

Отдел по корпоративным связям.

Разработка продукта

Отдел по корпоративным связям.

Маркетинг

Подразделения по связям с общественностью. Отдел по корпоративным связям

Маркетинг. Отдел по корпоративным связям

Все функциональные и структурные подразделения

Результаты

Обеспечение отчетности системы снабжения путем включения в стратегию развития

Обеспечение устойчивого развития с использованием инструментов маркетинга и повышения производительности сотрудников

Создание более конкурентоспособных продуктов и услуг

Повышение уровня общественного доверия выполнением обязательств

Построение профиля корпорации

Взаимодействие подразделений компании в процессе деятельности, ориентированной на устойчивое развитие, дает преимущества, выражающиеся в улучшении репутации и имиджа, повышении устойчивости за счет снижения рисков, росте эффективности отдельных бизнес-процессов, в улучшении инвестиционной привлекательности за счет повышения доверия к компании и повышения ее капитализации, удержании квалифицированных кадров и многие другие плюсы.