Инструменты и методы, способствующие повышению системности в мышлении и деятельности лидера

Коллективные методы решения проблем, анализа ситуаций, реализации этапов научного познания позволяют расширить всесторонность рассмотрения объекта, взгляд на систему с разных сторон. Субъекты обсуждения в силу их уникальности имеют разные точки зрения на объект, и выявление этих точек зрения способствует более полному, более многостороннему освещению объекта. Доказано, что более полное, всестороннее рассмотрение объекта, предоставление возможности осветить различные точки зрения повышают уровень креативности решения и полноту представления объекта, его свойств, качеств, закономерностей, факторов поведения, развития, существования.

Особого внимания заслуживают инструменты, владение которыми позволяет лидеру помочь группе продуктивно преодолеть этап решения проблем и приблизиться к креативному результату на каждом этапе.

Применимы как методы, используемые в обыденной жизни, основанные на "здравом смысле", так и научные методы, позволяющие понять и познать реальность. По различным основаниям можно выделять и разные типологии методов. Приведем далее несколько групп методов, определяемых по разным признакам. Имеют место количественные и качественные методы; общенаучные и конкретно-дисциплинарные; общие, групповые (имеются в виду группы явлений, объектов, этапов и т.п.) и локальные, частные. Методы могут группироваться по этапам решения проблем и принятия решений. В менеджменте известны методы самоуправления и управления (влияния) другими людьми. В психологии и социальной психологии изучают методы повышения продуктивности индивидуальной и коллективной умственной деятельности. Можно выделить методы получения данных, методы обработки данных и их осмысления, методы принятия решений, методы обеспечения сотрудничества, методы индивидуального и группового обучения, методы развития личности и группы, методы познания среды организации и самой организации, методы представления результатов, презентации, убеждения, методы проведения исследования и получения информации, знаний и множество других методов.

Инструменты, методы, приемы, которыми люди пользуются в научной деятельности и обыденной жизни, можно свести в следующий список.

1. Применение простых операций мышления (анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, синтез, классификация, систематизация), особенно на этапах сбора данных и превращения их в информацию.

2. Метод структуризации. Например, упоминая понятия "менеджмент", "управление", полезно сразу воспроизводить в памяти состав основных функций, выполняемых в процессе управления: анализ, планирование, организация деятельности, стимулирование-лидерство, контроль, учет, координация, регулирование, нормирование. Можно выделить как отдельный метод "умное" целеполагание.

3. Постановка и нахождение убедительных ответов на простые вопросы (что, где, когда, зачем, почему, как, за чей счет, в чьих интересах и т.п.). Этот метод можно отнести к подходам, основанным на здравом смысле, присущим даже не научному и обыденному сознанию и восприятию. Действительно, ответы на эту группу вопросов в значительной степени способны прояснить и существо объекта, о котором идет речь, и его специфику, и ситуацию, и цель, и задачи, и способы решения, и ресурсы, и наметить планы дальнейших действий, и с критериями выбора варианта решения.

4. Сравнение плюсов и минусов разных вариантов, или гипотез, или альтернатив по критериям, существенным для оценщика. Формулируем проблему и вариант ее решения, делим лист бумаги пополам, слева пишем плюсы, справа – минусы этого варианта.

5. Метод парных сравнений. При наличии многих вариантов сравниваем и оцениваем по существенным критериям каждый вариант с каждым.

6. Декомпозиция (или операционализация), она же структуризация явления и его визуализация, вплоть до неделимых элементов, до конкретных мероприятий, затем последующее применение операций мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация). Кстати декомпозиция объекта, проблемы, явления, системы может иметь название "дерево целей", структура, дерево факторов (движущих, способствующих развитию сил) и дерево сдерживающих сил, а на самых нижних уровнях структуризация может привести к набору мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, динамику явления или объекта. Таким образом, можно разработать, например дерево целей и мероприятий по их достижению.

7. Методы дисциплинированна мышления за счет поиска и использования уже имеющихся научных и практических разработок, моделей. Например, при подборе персонала может осуществляться структуризация профессиональных и личностных качеств претендентов на основах профессиографии, по-разному представляемой учеными. Так, можно рассматривать качества по методу женевской схемы условий труда; по методике МГУ; применяя американские подходы; собственно отечественный метод профессиографии; перспективны методы аттестации и оценки должностей, которые используются при установлении оплаты труда на основе грейдов и других балльно-факторных методов. Дисциплинируют мышление, позволяют классифицировать и систематизировать знания методы разработки визуального представления проблемы, т.е. разработки схем, рисунков, графиков, например, схемы структуры личности, метод рассмотрения качеств личности через структуру трудового потенциала. Любая схема, модель имеет право рассматриваться как источник осмысления с применением всех операций мышления и как реализация метода структуризации явления (с учетом субъективности автора модели). В модели любого ученого есть основы научного подхода и результаты труда, требующие уважения. В дополнение к ним нужна правильная организация труда, поскольку осмысление чего бы то ни было есть умственный труд.

8. Научный метод решения проблем, включающий системный и ситуативный подходы и последовательность проведения научного исследования.

9. Аналитический метод решения проблем, подразумевающий комплексное использование множества методов при его применении лидером:

9.1. На стадии сбора данных для анализа ситуации лидер применяет методы поиска данных, определяет источники данных и методы их обработки, превращения в информацию, знания.

9.2. На стадии формулировки проблемы лидер использует инструменты, позволяющие сформулировать проблему четко и правильно, как больничный диагноз.

9.3. На стадии формулировки стратегии лидер организует формулировку "умных" целей (SMARTER – конкретность, измеряемость, согласованность, достижимость, увязку по времени и ресурсам, экономичность, оптимальность относительно выбранных критериев), методы разработки эффективной миссии, видения будущего в стратегическом плане и определения критериев достижения целей.

9.4. На стадии выдвижения и формулировки альтернатив, вариантов решения проблемы лидер организует этот процесс в группе, вовлекая всех ее членов и используя групповой творческий потенциал и соответствующие методы.

9.5. При выборе варианта, сравнительной оценке альтернатив с учетом самых существенных критериев (быстрота достижения результата, затрат, качество результатов, последствия и т.п.) также уместен арсенал методов организации коллективной умственной деятельности.

9.6. Разработка плана реализации альтернативы и его реализация требуют умения применять соответствующие организационные и экономические методы.

9.7. Оценка и интерпретация результатов, по-видимому, также требуют применения методов организации продуктивной коллективной умственной деятельности.

Очевидно, что на всех стадиях процесса решения проблем лидер применяет инструменты, методы активизации психических процессов, мыслительной деятельности, запуска групповой креативности, выбирая наиболее подходящие и при этом опираясь на свою личную креативность.

10. Творческие методы решения проблем, в том числе методы активизации коллективной умственной деятельности (о них речь пойдет далее).

11. Экспертные методы, опросы, интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение. Многочисленные методы социометрии, т.е. инструменты исследования межличностных отношений в малых группах, диагностирования состояния, динамики, тенденций в группе.

12. Клинический метод. В общем случае клиника – это лечебное учреждение стационарного (больничного) типа, в котором лечение больных сочетается с медицинской научно-исследовательской и учебно-преподавательской работой.

В нашей трактовке клинический метод решения проблем – это уподобление процесса познания происходящего, определения и решения проблем процессу больнично-клинического лечения, о котором практически у каждого взрослого человека есть представление:

• фиксация и осмысление симптомов болезни;

• выдвижение предварительных, обычно самых очевидных гипотез относительно причин симптомов, постановка предварительных диагнозов ("подозрений");

• проведение дополнительных аналитических исследований в направлении получения дополнительных данных;

• формулировка диагноза (постановка проблемы в ее увязке с причинами);

• определение вариантов лечения и выбор наиболее подходящего по неким критериям (скорость, эффективность, наличие тех или иных ресурсов, затраты, надежность, риск побочных явлений и т.п.);

• установление целей лечения: полное выздоровление (нормализация всех параметров организма), частичное выздоровление, сохранение некоторых функций, признание бесполезности лечения;

• проведение лечения и промежуточный контроль его результатов с определением правильности выбранной методики, стратегии и целесообразности внесения каких-либо изменений, возврата на предшествующие этапы с учетом новых данных, полученных в ходе лечения;

• завершение лечения и фиксация достижения/недостижения или частичного достижения цели;

• осмысление всеми участниками полученных результатов и полученного нового опыта.

Процесс этот не строго линейный, некоторые этапы обсуждаются, осмысливаются и выполняются одновременно. Имеет место и итерация, т.е. возвращение на предыдущие стадии процесса в свете получения новых данных.

13. Визуализация (упомянутое выше дерево целей и решений, рыбий скелет Исикавы (схема причины-следствия), диаграммы, схемы)) и перевод представлений об объекте в другую форму восприятия, на другие каналы перцепции. О визуализации мы уже упоминали выше как о методе дисциплинирования мышления. Вообще, трансформация объекта исследования, проблемы, явления и т.п. в другую форму представления важна также и в свете теории нейро-лингвистического программирования: разные формы представления материалов нужны для доведения их сути до сознания людей, имеющих разные ведущие каналы восприятия (необходимо, чтобы смысл происходящего был доведен доходчиво и до аудиалистов, и до визуалистов, и до кинестетиков).

14. Для анализа системы и ситуации могут использоваться, в частности, методы конкретно-научного исследования, определяемые спецификой объекта и наукой, которая рассматривает объект в качестве "своего". Это управленческое консультирование, управление по целям (МВО), факторный или факторно-стоимостной анализ, методы стратегического анализа, методы SWОТ и PEST-анализа, методы контроллинга, методы консалтинга, метод Хэй-групп, KPI, BSC, социологические (опрос, интервью, наблюдение, анкеты, шкалы, тесты, контент-анализ, анализ документов) и психологические методы, методы социальной психологии. Имеются специфические методы распознавания и устранения девиаций, конфликтов.

15. Высокую оценку у лидеров обычно получают комплексные методы управления и организации деятельности, такие как проведение деловых игр, рассмотрение деловых ситуаций, или метод кейсов, проведение дискуссий, дебатов и т.п. Ряд этих методов относят к категории методов психической активизации коллективной умственной деятельности группы. Например, деловая игра способствует исследованию (анализу) текущего состояния группы, сплочению команды, пониманию ролей членами команды, творческому решению проблем, предоставляет возможности изучить и провести ряд мероприятий, повышающих качество и креативность решения (на разных этапах применить брейнсторминг, метод синектики, "шесть шляп" и т.п.), использовать разные методы анализа (SWOT и PEST), расширить профессионализм участников. Любой метод коллективной мыследеятельности способен, при грамотном его применении, повысить уровень продуктивности команды, качества решений, профессионализм работников, самопознание работников и лидера, творчески решить проблему.

16. Многочисленные методы персонометрии, т.е. инструменты выявления наличия и измерения личностных качеств, применяемые в психологии, управлении персоналом и т.п. Используя эти инструменты, большинство из которых имеют общее название "тесты", нужно обращать внимание на их качество, от которого зависит и степень доверия к полученным результатам. Правильно разработанные психологические тесты стандартизованы, объективны, базируются па четких нормах, надежны и, что крайне важно, валидны.

Стандартизация – это единообразие процедур и условий, имеющих отношение к проведению тестов. Чтобы сопоставить результаты одного и того же теста, выполненного несколькими кандидатами, необходимо провести тест для всех в условиях, которые в максимально возможной степени были бы идентичными. К примеру, ОГЛАВЛЕНИЕ предоставляемых инструкций и отводимое на выполнение теста время должны быть одинаковыми для всех, также как и физическая среда. Если один человек выполняет тест в помещении, где прямо за стеной работает отбойный молоток, а другой выполняет тест в более спокойной обстановке, вероятно, в результатах тестов будут отличия.

Объективность в тестировании достигается тогда, когда все, оценивающие тест, получают одни и те же результаты. Объективными называются тесты, в которых имеются варианты ответов и варианты "да – нет". Человек, выполняющий тест, выбирает либо правильный ответ, либо нет.

Норма – система отсчета, используемая для сравнения результатов деятельности кандидата с результатами других. Норма отражает распределение множества результатов, полученных людьми, подобными проходящему тест кандидату. Сам по себе счет не имеет большого значения. Он приобретает смысл только тогда, когда может быть сопоставлен с результатами других кандидатов.

Когда достаточное количество сотрудников выполняют одну и ту же или сходную работу, работодатели могут стандартизировать свои собственные тесты. Как правило, это не подходит для всех организаций и работников, и для широкого применения теста должна использоваться общегосударственная норма. Кандидат на должность выполняет тест, полученный результат сопоставляется с нормой и определяется степень и значимость отклонения.

Надежность – степень, в какой отборочный тест дает непротиворечивые результаты. Данные о достоверности показывают степень доверия, которая может быть оказана тесту. Если достоверность теста низкая, обоснованность его применения в качестве прогнозирующего фактора также невелика. Впрочем, существование достоверности само по себе не гарантирует обоснованности.

Измерительная методика должна быть валидной, или точной. Рассмотрим суть трех видов валидности[1].

Во-первых, метод должен фактически оценивать то явление, которое и планировалось оценивать. Например, если метод подсчета очков во время интервью предполагает оценку коммуникабельности кандидата, то высокий набранный балл должен означать, что кандидат действительно имеет очень развитые коммуникативные навыки. Это называется "конструктивной валидностью".

Второй вид валидности называют "критериальной валидностью", и он определяет, будет ли методика отбора точно прогнозировать результаты деятельности по выбранным значимым критериям. Примером высокой критериальной валидности может служить тест когнитивных способностей (способностей к познанию), разработанный так, что набранные в тесте баллы математически коррелируют с результатами трудовой деятельности людей. Коэффициент корреляции валидности (достоверности) может колебаться в пределах от -1,00 до +1,00. Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем методика отбора более валидна. В качестве примера валидной методики отбора назовем тест "бумага-карандаш" (для тестирования нужен только лист бумаги и карандаш), который оценивает способности к восприятию; доказано, что этот тест дает валидный прогноз для таких видов деятельности, как инспектор по контролю за качеством, электротехник и редактор.

"Содержательная валидность" – третий вид валидности. Будучи похожа на критериальную валидность, она, в свою очередь, основана на утверждении, что прогнозирующие показатели связаны скорее с факторами выполнения норм выработки, чем с фактическими оценками и расчетами взаимоотношений. Этот вид информации должен оцениваться с помощью надежных и валидных методик отбора.

Общий вывод относительно надежности результатов, получаемых при использовании тестов – личностных опросников: вероятность наличия качества, выявленного с помощью таких тестов, не превышает 40%. Факторами валидности теста является упоминание о его авторе – признанном в научном мире психологе, большое количество вопросов или утверждений (несколько десятков и более), размещение теста в научном издании, наличие позитивных отзывов специалистов.

17. Методы организации коллективной умственной деятельности, кроме относящихся к общим комплексным (аналитический, творческий, клинический и т.п.). С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

• методы психологической активизации мышления;

• методы систематизированного поиска;

• методы направленного поиска.

К методам психологической активизации мышления можно отнести: мозговой штурм и его модификации, такие как обратную мозговую атаку, корабельный совет, метод номинальных групп, метод Дельфи, метод "Шесть шляп мышления", метод коучинга, метод "Пять “почему?”", методы аналогии, синектику, конференцию идей. Здесь же уместно поместить и деловые игры, ситуации, кейсы, экспертный метод, методы организации спора, дискуссионные методы, методы проведения дебатов, диалога, собраний, игровые методы, методы консалтинга но процессу.

К методам систематизированного поиска относятся: списки контрольных вопросов, оператор РВС, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчстта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.

К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ).

При этом каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческих задач по сравнению с методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек.

Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи[2].

Описания организации и условий применения этих методов, технологий имеются в многочисленных литературных источниках и Интернете. Мы рассмотрим ряд этих методов подробнее в соответствующем разделе.

В арсенале лидера должно быть множество методов, инструментов, подходов, поскольку, во-первых, индивидуумы требуют индивидуального подхода и часто особых для каждого метода (вообще трудно найти универсальные методы влияния на уникальных людей), во-вторых, не все методы понравятся лидеру, будут ему по душе и войдут в состав его излюбленных, составляющих основу его собственного стиля руководства, в-третьих, любой подход, прием хорошо действует, когда он в новинку, а когда к нему привыкли, адаптировались, он перестает восприниматься, вызывать ожидаемую реакцию, позитивный отклик, короче, перестает действовать. Человеку свойственно привыкание, адаптация и поиск новых впечатлений.

Как видим, общий объем инструментов, которыми должен владеть современный лидер в организации, исключительно велик и сложен, поэтому, заботясь об обеспечении планов развития страны, ее лидерам следует в первую очередь обратить внимание на подготовку лидеров, способных разрабатывать и реализовывать эти планы на всех уровнях управления бизнес-организациями.