Взаимосвязь политической философии и политической социологии во второй половине XX века

Взаимосвязь философии и социологии проявляется в феноменологической социологии знания, представляющей собой развитие идей понимающей социологии М. Вебера в связке с отдельными положениями феноменологии позднего Гуссерля. Одной из ее версий является феноменологический вариант социологии знания П. Л. Бергера и Лукмана. В ней прослеживается влияние идей философской антропологии, в частности Шелера, а также символического интеракционизма Дж. Г. Мида. В работе "Введение в социологию" Бергер обосновывал тезис о взаимосвязи между "человеком в обществе" и "обществом в человеке". В своих работах, посвященных религии, Бергер пытался проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, определить роль и значение религии в современном мире.

В современной политической социологии разработано множество теорий, такие как теория систем, теория конфликтов, теория культуры. В равной мере они являются также достоянием политической философии.

Так, известного американского социолога Д. Белла, считающегося социологом, с таким же успехом можно рассматривать и как политического философа. В этом можно убедиться, проанализировав его работы "Конец идеологии" (I960), "Грядущее постиндустриальное общество" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976). В этих работах американский ученый выступает как один из авторов социально-философских концепций "деидеологизации", "постиндустриального общества", "социокультурного детерминизма".

С этой точки зрения наибольший интерес представляет книга "Культурные противоречия капитализма", опубликованная в 1976 г. Красной нитью через нее проходит идея о том, что причины социальных и политических конфликтов капитализма коренятся в характерных для него культурных противоречиях.

Белл разделил общество на три сферы – социальную структуру, политику и культуру, каждая из которых, по его мнению, "организована" вокруг отличных друг от друга "осевых принципов". Так, таким "осевым принципом" социальной структуры является "функциональная рациональность и эффективность", а современной культуры – "самореализация".

При этом Белл отдавал приоритет политике, поскольку именно она призвана решать проблемы, вышедшие на передний план изменяющейся социальной структуры, выдвигая на передний план ценности. Политика – это сфера достижения целей, которые формулируются в соответствии с господствующими в обществе ценностями. Тем самым центральное место, придаваемое Беллом ценностям, логически предполагает отведение политике господствующего положения над социальной структурой, и в то же время – господствующего положения культуры над политикой.

По его мнению, именно культура непосредственно связана с ценностями и идеалами, которые в конечном итоге формируют историю. Культура определяет социальное и политическое поведение, и поэтому, утверждал Белл, основа современного кризиса – в "культурных противоречиях капитализма"[1]. На основе такого расклада Белл сформулировал свою позицию так: "в экономике я – социалист, в политике – либерал, в культуре – консерватор".

Р. Арон, будучи крупнейшим представителем современной социологической мысли, обращал пристальное внимание на проблемы социальной философии, философии истории. Об этом свидетельствуют такие его фундаментальные труды, как "Этапы развития социологической мысли", "Критическая философия истории", "Введение в философию истории", "Война между народами".

Изучение содержания этих трудов не оставляет никаких сомнений в том, что его одинаково можно назвать политическим социологом, политическим философом и специалистом по проблемам международных отношений. Некоторые авторы справедливо называют его философом в социологии, социологом в философии (по аналогии оценке, которую сам Р. Арон давал О. Конту). Мы бы к этой характеристике добавили: Арон – философ и социолог в истории и науке о международных отношениях.

Мировоззренческая канва социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи социологии и философии. Теоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором ключевую роль играет соответствующая философия. Можно сказать, что социальная философия служит в качестве общетеоретической и методологической основы социологии.

Человек – центральный субъект политики, политика – функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, такова и политика. Было бы напрасным трудом пытаться провести некие линии разграничения между различными ипостасями, в которых одновременно выступает человек. Обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии, а эти последние, в свою очередь, – в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политологии, политической философии и политической социологии. В этом разделе речь пойдет о предмете исследования и основных характеристиках политической философии.

Если политическая социология изучает социальные основы власти и государства, то предметом изучения политической философии является мир политического, взятого в его целостности. Как известно, системные и структурные составляющие мира политического, формы политической самоорганизации человеческих сообществ, власти и государства определяются типом общества, а в современном мире – гражданским обществом. Причем, здесь государство выступает гарантом существования гражданского общества.

Стало быть, эти два изобретения человеческих сообществ при всей их самостоятельности теснейшим образом взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Такая взаимосвязь и взаимодополняемость особенно отчетливо проявляется через существование целого комплекса промежуточных институтов, соединяющих гражданское общество и мир политического в единое целое. К ним относятся прежде всего политические партии и организации, разного рода заинтересованные группы, средства массовой информации и др.