Инструменты
ОГЛАВЛЕНИЕ научного исследования конструируется при помощи научных инструментов. Выстраивая его теоретические основания, исследователь сначала выбирает, а затем и сам создает интеллектуальный инструмент – эмпирическое измерение изучаемого события или факта. Качество теоретического основания находится в прямой зависимости от опорных понятий. Особое значение имеют так называемые ключевые понятия (слова-категории или символы). Эти инструменты содержат в себе информацию о свойстве объектов (людей, политических систем, стран, коллективных структур, процессах, аспектов деятельности, феноменов). Изучая международные отношения, исследователь использует категории, релевантные (от англ, relevant – существенный, актуальный) для конкретного исследования (см. 1.3).
В силу специфики организации наблюдения за объектами международной среды студенты практически всегда прибегают ко вторичному анализу информации, содержащейся в статистических сборниках, специализированных базах данных, газетах, журналах, каталогах, публикациях государственных органов власти, национальных и международных профессиональных организаций, интернет-сетях и пр.
Однако наряду с многочисленными достоинствами этот инструмент имеет существенный недостаток: несовпадение целей изучаемой проблемы и освоенной проблемы. Поэтому вторичный анализ скорее служит дополнением к полевому исследованию, которое автор осуществляет в соответствии с замыслом исследования. В дипломных проектах полевые исследования выполняют функцию контроля и оценки степени владения количественными и качественными методами социологического анализа.
В основе методик количественных исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения, а числовые значения нечисловых показателей. Ключевой вопрос количественных методов исследования – сколько?
Качественные исследования опираются на интерпретацию эмпирических данных. Их объект (кто? что?) отвечает на вопросы как? и почему? Такой тип исследования предполагает умение задавать вопросы, которые помогают исследователю собрать необходимую информацию, перейти от наблюдаемого к ненаблюдаемому качеству поведения и "поставить диагноз".
Рис. 6.4. Индикаторы социогуманитарных связей в регионе БРИКС
Навыки выполнения научных исследований с применением конкретных методов социологического изучения реальности студент приобретает в процессе обучения. Несмотря на то что их становится все больше, а техника исполнения – все сложнее, изложенные правила и процедуры проведения научного исследования универсальны по отношению к любой научной парадигме. Возросшие требования к точности результатов гуманитарных исследований, включая их международный профиль, профессионально обязывают знать и правильно применять основные социологические методы сбора информации, к числу которых относятся следующие:
1) наблюдение: (регистрация) сбор фактов путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий;
2) массовый опрос: сбор мнений с помощью вопросов опросного листа (анкеты), составленных в соответствии с правилом "воронки", с последующим преобразованием полученных результатов в количественные данные;
3) анализ текстов, в том числе документов: описание поведения или проверки гипотез о нем на основе выбранных исследователем единиц анализа (контент-анализ);
4) интервью: сбор мнений на основе вопросов, которые интервьюер задает респонденту, с последующим преобразованием полученных результатов в количественные данные;
5) экспертный опрос: сбор и обобщение мнений, носителями которых являются высококвалифицированные специалисты;
6) эксперимент: сбор и обобщение характеристик поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду; идентификация статистических и динамических параметров объекта;
7) социометрический опрос: количественное измерение межличностных отношений;
8) панель: многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности в разные моменты времени с последующим преобразованием полученных результатов в количественные данные.
3. В каком методе проведение повторного исследования является обязательным условием?
4. Рассчитайте общее количество трудовых иностранных мигрантов, работающих в России, исходя из предположения, что рабочие-мигранты все свои сбережения отправляют на родину, с помощью показанных в таблице данных денежных переводов.
Оценка численности мигрантов, работающих в России, на основе данных о валютных переводах в 2010 г.
(средняя зарплата в России в 2010 г. составляла 20 тыс. 383 руб. в месяц, т.е. примерно 700 долл.)
Страна |
Валютные переводы, полученные страной, в 2010 г., млн долл. США |
Таджикистан |
2032 |
Кыргызстан |
1160 |
Казахстан |
132 |
Беларусь |
375 |
Источник. Трудовая миграция в ЕЭП: Анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции // URL: eabr.org/general//upload/reports/migration-report.pdf. С. 10.