Инструментарий микрорегуляторов социальной ответственности инноваторов
Социальная ответственность инноватора как экономическая категория и как инструмент управления своей конкурентоспособностью и эффективностью требует умелого, грамотного и целенаправленного обращения с ней. Ведь на инноваторе лежит ответственность за увязку деловой стратегии и инновационного развития, что возможно методом балансирования технической и инновационной культур (рис. 23.3). Переход от дисбаланса к некоторому равновесию происходит с помощью инструментов социальной ответственности инноватора.
Под инструментом регулирования социальной ответственности инноваторов будем понимать любое законное средство, применяемое к ним для достижения социальных целей. Важно, что инструменты социальной ответственности оказываю влияние, в первую очередь, на сознание инноваторов. К таким инструментам относят: этические кодексы, карты этики, комитеты по этике, социальные ревизии, социальные отчеты, обучение этическому поведению (тренинги), этические экспертизы, этический консалтинг, социальные инвестиции, система методов нормативного поощрения и наказания, социальные коммуникации[1].
Рис. 23.3. Балансирование технической и инновационной культур в контексте социальной ответственности инноватора
Выбор этих инструментов зависит от масштаба, остроты и уровня конкуренции в отрасли, где действует инноватор, принятых практик бизнеса, степени развития научного сообщества, его интеграции; масштабов, типа и организационной формы инноватора, особенностей его корпоративной культуры и т.п. Инструменты регулирования используются на различных уровнях управления: оперативном, тактическом, стратегическом (табл. 23.1).
Таблица 23.1
Инструментарий социальной ответственности инноватора в контексте уровней управления
Инструменты |
Уровни управления |
|||
Оперативный |
Тактический |
Стратегический |
||
Этические кодексы |
+ |
|||
Карты этики |
+ |
|||
Комитеты по этике |
+ |
|||
Социальные ревизии |
+ |
|||
Социальные отчеты |
+ |
|||
Обучение этическому поведению |
+ |
|||
Этические экспертизы |
+ |
|||
Этический консалтинг |
+ |
|||
Социальные инвестиции |
+ |
|||
Система методов нормативного поощрения и наказания |
+ |
|||
Социальные коммуникации |
+ |
|||
Самостоятельная работа
По научным и учебным библиографическим источникам изучите инструменты регулирования социальной ответственности инноваторов и составьте список их наименований с основными характеристиками. С помощью матричного метода составьте классификацию выявленных инструментов но группам стейкхолдеров, разделив их на внешние и внутренние (рис. 23.4).
Рис. 23.4. Матрица соотнесения инструментов регулирования социальной ответственности инноваторов
Между инструментами регулирования социальной ответственности инноваторов существуют взаимосвязи различной силы и направленности (рис. 23.5).
Одним из основополагающих инструментов является этический кодекс, представляющий совокупность этических принципов социально ответственного поведения, которым должны следовать сотрудники инновационных компаний.
Кодекс нацелен на выполнение трех основных функций: управленческой – для регламентации поведения сотрудников компании в сложных этических ситуациях, имиджевой для формирования доверия к инновационной компании и функции развития корпоративной культуры, создающей единый корпоративный дух, транслирующей ценности компании всем сотрудникам, способствующей повышению общего уровня этики[2]. Этическому кодексу свойственны универсальность применения, публичная этическая ответственность, внимание к обязанностям коллег.
Конкретизация этического кодекса для существующих рабочих мест осуществляется с помощью карт этики, которые обеспечивают связь этических принципов со статусом профессии и особенностями ее осуществления. 1 2
Рис. 23.5. Взаимосвязи инструментов регулирования социальной ответственности инноваторов[3]
Самостоятельная работа
Разработайте карты этики для следующих участников инновационного процесса: исследователя, новатора, инноватора, инновационного менеджера.
Использование этического кодекса и карт этики может быть дополнено разработкой и утверждением профессиональных стандартов, где четко описаны функции и задачи инноваторов (табл. 23.2). Стоит учитывать, что стандарт не подменяет этический кодекс и карты этики, гак как не содержит: принципы взаимодействия со стейкхолдерами, описания этически неоднозначных ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями, описания правил обращения с информацией и ее корректного использования, запрещения использования имеющихся сведений в целях личного обогащения и т.д.
Таблица 23.2
Фрагмент профессионального стандарта инновационного менеджера[4]
Параметр стандарта |
Инновационный менеджер |
||
Второго уровня |
Третьего уровня |
Четвертого уровня |
|
Направление деятельности |
Подготовка и разработка предложений по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Выполнение мероприятий по продвижению на рынок. Сбор и анализ патентно-правовой и конъюнктурной информации |
Оперативное планирование и организация работ по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Контроль за выполнением мероприятий по продвижению на рынок. Оценка коммерческого потенциала технологий |
Стратеги чес кое планирование и общая организация работ по управлению инновационной и инвестиционной деятельностью. Управление портфелем инновационных проектов. Оценка и контроль результатов инновационной и инвестиционной деятельности. Участие в корпоративном управлении |
Углубление взаимосвязей инструментов регулирования социальной ответственности инноваторов требует совершенствования технологий управления организационным развитием компании. Например, для этого можно использовать инструмент "Мастер-план" инноваций (рис. 23.6)[5].