Инструменталистская педагогика
Феноменологические устремления педагогического реформаторства начала прошлого века наследует инструменталистская педагогика. В педагогике США версией инструментализма является неопрагматизм, продолжающий идеи прежде всего Д. Дьюи. Неопрагматизм отражает гуманистическое отношение к личности, постулирует идеи о том, что человеческое мышление исходит из заданной конкретной ситуации и стремится выходить из нее наиболее адекватным способом, что для воспитанника каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. Представители неопрагматизма полагают, что воспитание должно создавать благоприятные условия персонального развития, что следует учить воспитанника не бояться своей рефлексии и поступать в соответствии с импульсами, идущими из глубины человеческого "Я". Так, Р. и Дж. Байярд уверяют, что детям изначально присущ гуманизм и что детские проступки нередко объясняются боязнью предстать добрыми. Чтобы поощрить гуманизм ребенка Р. и Дж. Байярд рекомендуют дать ему права свободной личности.
Неопрагматисты не настаивают на полном отказе от знаниевой педагогики. Они ориентируют на понимание знаний как средства приобретения профессии, роли образования как трамплина для достижения лучшего места в социуме. Учителю отводится функция стимулятора обучения (Н. Ноддин). В рамках неопрагматизма разрабатываются проекты моделей обучения в оптимальном для каждого школьника виде, при учете особенностей психологии и поведения юного воспитанника. Так, У. Коли и Т. Мак-Даниел, предлагая модель "школы как семьи", считают сердцевиной такой модели гуманное взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых. У. Коли и Т. Мак- Даниел полагают, что воспитание – процесс, где дети, педагоги и родители вносят свою лепту в отношения, которые противостоят авторитаризму, создают творческую и демократическую обстановку, где рождаются независимое мышление, социальная ответственность и долг. Организованное таким образом воспитание должно обеспечить психологическую поддержку ученика, создавать атмосферу взаимной приязни, позитивных ожиданий и благожелательности, гарантировать индивидуальную свободу в пределах ограничений, принятых школьным сообществом, инициировать положительные самооценки воспитанников.
В Германии инструменталистская педагогика получила концентрированное выражение в афоризме "педагогика переживаний" (learning by feeling). А. Паффрат, иллюстрируя такой афоризм, считает необходимым создать условия, чтобы ребенок испытал специфическое переживание изучаемого объекта – погрузился по горло в землю, болотную грязь или песок, выразил свои впечатления от ощущений наслаждения, полученных от купания в реке. Расширение личного опыта, как видно, сводится к непосредственным пробам, а возникающие чувства являются не порождением интеллектуальных переживаний, а следствием прямого воздействия неких явлений.
Другой представитель педагогических идей инструментализма немецкий ученый Г. Аэбли рассматривает помощь учителя как импульс, вызывающий реакции определенного типа. Он подчеркивает, что каждый лично переживает свои действия в соответствии с общепринятыми нормам успешности или мерой собственных усилий. Аэбли признает тем самым субъективизм ведущим принципом, регулирующим познание и отрицает наличие у знаний, представленных в виде отвлеченных понятий, объективного содержания. В подходе к обучению путем абстрагирования Аэбли использует тактику, при которой внимание школьников сосредоточено не на совокупности свойств или признаков явления, а анализе отдельных элементов такого явления. Познанию придается гипертрофированно высокий уровень рефлексии. Постоянно подчеркивается значимость при воспитании и обучении индивидуальных контекстов познания.