Институт президентской власти в системе государственного управления
Конституция на момент принятия имела опережающий время и ситуацию характер. Движение в сторону реализации конституционных норм в условиях правового нигилизма и апатии было возможно только централизованно, посредством сильного и автономного института государственной власти — власти главы государства.
Этот факт обусловил закрепление уникального, не имеющего прямых конституционных аналогов в мире, статуса Президента России: во-первых, власть главы государства организационно выделена в отдельный вид государственной власти, во-вторых, объем президентских полномочий чрезвычайно широк.
Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция, порядок выборов — Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.
Краткая характеристика основных органов при Президенте РФ представлена ниже.
Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовую основу его деятельности составляет Указ Президента РФ от 6 мая 2011 года № 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации", иные правовые акты главы государства.
Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях: формирование стратегий внутренней и внешней политики государства и политики национальной безопасности.
В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены.
Основная форма деятельности — заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности — неотъемлемый элемент эффективного государства.
Другая форма деятельности Совета Безопасности — совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета.
Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые для подготовки предложений по отдельным проблемам обеспечения национальной безопасности.
Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Новый порядок формирования верхней палаты российского парламента инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ — Государственного совета РФ, совещательного органа, содействующего реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основания его формирования — ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ.
Правовые основы деятельности данного органа — федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 "О Государственном совете Российской Федерации", указы и распоряжения Президента РФ. В состав Государственного совета входят Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на президиум Государственного совета (восемь членов).
Форма деятельности Государственного совета РФ — заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ.
В целом, выполняемые Государственным советом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов се формирования.
В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления.
В настоящее время полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в высших судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе".
Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента РФ, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей — самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.
При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 "О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах-, функционируют совещательные органы советы.
Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению министра данного Министерства); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полномочного представителя утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.
Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ — государственный орган, сформированный в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации", иных указов и распоряжений Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.