Институт правопреемства в МП
Переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому называется правопреемством. Правопреемство, по сути, означает замену одного субъекта МП другим. Обычно проблема правопреемства возникает в отношении государств, например при распаде или объединении государств; вхождении одного государства в состав другого или, наоборот, выделении одного государства из состава другого; передаче территории одним государством другому; возникновении па месте одного государства другого государства; приобретении независимости бывшей колонией.
Правопреемство в среде международных организаций — явление редкое и слабо изученное; можно привести примеры Лиги Наций и ООН (1946), ГАТТ и ВТО (1994—1995), Организации африканского единства — ОАЕ и Африканский Союз.
Предметом международно-правового регулирования в сфере правопреемства являются: государственная территория (границы); международные договоры; государственная собственность; государственные долги; государственные архивы; членство в международных организациях и др. Как правило, вопросы правопреемства решались на основе международных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Практика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного нрава ООП, которая приняла две Венские конвенции:
• о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.);
• о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (пока не вступила в силу).
Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными, т.е. они применяются, если государства не договорились об ином.
Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:
• при переходе части территории соответственно переходят и международные обязательства по международным договорам, касающиеся этой территории;
• при объединении государств их международные договоры сохраняют силу в отношении части объединенного государства;
• при разделении государств сохраняются обязательства но международным договорам той части, которая продолжает существовать как государство-предшественник (кроме обязательств, касающихся отошедшей территории);
• при образовании государства па отделившейся территории возможны два варианта развития событий:
а) обязательства но международным договорам распространяются также и на это государство как преемника;
б) это государство рассматривается как новый субъект МП, свободный от обязательств по международным договорам государства-предшественника;
• при образовании нового независимого государства оно, согласно концепции "чистого листа" — tabula rasa, не обязано соблюдать международные договоры государства-предшественника (метрополии), т.е. начинает международные отношения "с чистого листа". Путем уведомления оно может определить свой статус по отношению к многосторонним договорам; участие такого государства в договоре с ограниченным числом участников возможно с их согласия. Большинство развивающихся стран подтвердили свое участие, например, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенции ООН по морскому праву, соглашениях по космосу, о борьбе с преступностью и др.
Вопросы правопреемства возникли ив 1991 г. в связи с распадом СССР, когда появились 15 новых государств. Было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), участники которого, как предполагалось, и являются правопреемниками СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ (1991) было зафиксировано: "...С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование". Однако почти сразу же стало ясно, что концепцию "все участники СНГ — правопреемники" реализовать не удастся: ни один из участников, кроме России, не мог претендовать на место в Совете Безопасности ООП и па соответствующую роль в международной системе. В связи с этим применительно к нашей стране была использована концепция: "Россия — правопродолжительница СССР", в соответствии с которой место СССР в мире заняла ("продолжила") Россия. Соответственно на Россию были возложены и международные обязательства СССР.
Позиция "Россия — продолжатель СССР" была признана и принята международным сообществом. Это значит, что смены субъекта МП не произошло, Россия сохранила непрерывность своей государственности, идентичности, свой "континуитет", т.е. непрерывность прав и обязательств по МП. Члены ЕС и Совета Европы 23 декабря 1991 г. выступили со специальным заявлением, приняв к сведению, что права и обязанности бывшего СССР "будут продолжать осуществляться Россией". Президент России 24 декабря 1991 г. специальным посланием информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, Совете Безопасности и других органах ООН продолжается Российской Федерацией. В послании содержалась просьба вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" использовать наименование "Российская Федерация". Послание было воспринято в качестве уведомительного акта, не требующего дополнительных формальностей.
Серией дипломатических йот Россия уведомила иностранные государства о том, что посольства, консульства, торгпредства СССР следует рассматривать как учреждения России; правительство России будет продолжать функции правительства СССР в качестве депозитария соответствующих международных договоров.
Следует иметь в виду, что СССР в определенном смысле (исторически) "продолжал" Российскую Империю, как бы ни шел процесс признания нового советского государства со стороны западных государств. После октябрьского государственного переворота в 1917 г. Советская Россия отказалась от договоров с ведущими государствами мира. В последующем советское правительство постепенно возвращалось к признанию ранее заключенных н отвергнутых договоров. В любом случае Россия сохраняет свою более чем 1000-летнюю историю.
В ноте МИД России от 13 января 1992 г. правительствам аккредитованных в Москве дипломатических представительств содержалась просьба "рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР". Членство СССР в двусторонних договорах перешло на Россию, кроме случаев, когда договоры были напрямую связаны с территорией и границами государства-преемника. Ряд двусторонних договоров СССР трансформировался в многосторонние. Членство СССР в многосторонних договорах перешло ко всем участникам СИГ.