Институт главы государства
Институт монархии в Англии, а затем в Великобритании существует со дня основания английского королевства, т.е. с VII в. За это время государство имело все виды монархий, начиная с раннефеодальной и заканчивая конституционной, и несколько различных правящих династий.
С VII–XIII вв., в период раннефеодальной монархии, у власти находилась Нормандская династия, а затем родственная ей династия Плантагенетов. В числе самых известных ее представителей, оставивших след в истории, были Вильгельм Завоеватель (ок. 1027–1087), Генрих II, заложивший судебный прецедент в правовую систему Англии, а также Ричард Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, подписавший Великую хартию вольностей и считающуюся первым конституционным актом.
В период сословно-представительной монархии и ухода с политической арены династии Плантагенетов Англия погружается в пучину междуцарствия и самой долголетней войны в истории, – названной Столетней, войны между Англией и Францией.
Кроме Столетней войны несчастьем Англии стала гражданская война, которая получила название войны Алой и Белой розы, или войны Ланкастеров и Йорков.
К фамилии герцогов Ланкастерских принадлежал сам король Генрих VI. Гербом Ланкастерских была алая роза, а родовым центром – город Ланкастер. Йорки владели одним из важнейших городов Англии – Йорком и тоже когда-то вышли из королевской семьи. На их гербе изображалась белая роза.
Представители белой розы в этой борьбе оказались сильнее, и Йорский дом на длительное время завладел престолом.
На несколько столетий в Англии установилась власть династии Тюдоров. Этот период связан с утверждением английского варианта абсолютизма (конец XV– начало XVII в.).
Тридцатилетняя война подорвала силы английской знати, и это дало возможность первому из Тюдоров – Генриху VII навести в стране порядок. Король учредил особый суд для вельмож – "Звездную палату", получившую такое название по имени зала, где проходили заседания суда. Потолок этого зала был украшен звездами. "Звездная палата" имела право без присяжных заседателей судить всех знатных аристократов, в чем-либо заподозренных королем. Генрих VII не отправлял их на плаху палача, а приговаривал к штрафам и за счет осужденных пополнял свою казну. Это позволило ему править страной, не обращаясь к парламенту с просьбами о введении новых налогов, что еще больше укрепило королевскую власть.
Генрих VII старался избегать войн. Он выдал свою дочь замуж за шотландского короля и прекратил почти постоянные войны между Англией и Шотландией. Наследника престола, своего сына Артура, Генрих VII женил на дочери испанского короля – Екатерине Арагонской. Это обезопасило Генриха от Франции, которой в случае нападения на Англию пришлось бы воевать на два фронта.
В истории Англии Генрих VII остался как скуповатый и осмотрительный хозяин, который больше заботился о развитии торговли и флота, чем о военных подвигах. Умирая, он оставлял своему сыну прочный трон и казну в 2 млн ф. ст. С приходом к власти династии Тюдоров в стране из завоевателей-иришельцев разных эпох и коренных жителей Британских островов начал формироваться единый народ – англичане и единый английский язык, вобравший в себя древние языки местных племен, язык германцев – англосаксов, церковный латинский язык и язык французских завоевателей из Нормандии, в котором сохранялись элементы языка скандинавских викингов. Благодаря богатству и разнообразию этого языкового материала английский язык со временем станет одним из самых распространенных в мире.
В те же времена начало формироваться и общественное устройство Англии. Крепостное право было постепенно отменено. По закону, изданному Генрихом VII, всякий простой человек, имевший больше 40 ф. ст. дохода, зачислялся в рыцарское сословие, т.е. в дворянство. Высшие титулы в аристократических семьях передавались только старшим сыновьям. Парламент не вмешивался в политические дела короля, а король нс имел права без парламента решать дела экономические. Все это в будущем и обеспечило быстрое развитие страны.
Именно в период династии Тюдоров появляется Тайный совет – центральный правительственный орган, в состав которого вошли высшие государственные должностные лица (лорд – председатель совета, лорд-канцлер, лорд-казначей, лорд – хранитель печати и т.д.), а также специально назначенные сановники. Другим органом абсолютистского правления Тюдоров стала "Звездная палата" – чрезвычайный суд, сформированный из членов Тайного совета и ряда высших судей. Палата, название которой стало нарицательным, занималась преимущественно государственными преступлениями и выносила суровые приговоры. Ее одиозность для современников и потомков заключалась в том, что дело здесь слушалось в закрытом заседании, без участия пэров и присяжных, т.е. без тех процессуальных гарантий, которые уже были выработаны английскими судами.
Усилению королевской власти способствовала и реформация английской церкви, проведенная Генрихом VIII (1509–1547). Акт о супрематии (1534 г.) превратил монарха в верховного главу англиканской церкви. Ее высшим иерархом, как и раньше, являлся архиепископ Кентерберийский. Для борьбы с религиозными преступлениями была создана Высокая комиссия, в состав которой вошли некоторые англиканские епископы и члены Тайного совета.
Несмотря на заметное расширение власти монарха, английский абсолютизм не приобрел тех законченных форм, которые были свойственны многим государствам континентальной Европы.
Центральный государственный аппарат оставался сравнительно малочисленным (1000–1500 человек). Он в большинстве своем не получал жалованья от короны, а существовал за счет подношений от населения.
Столь же невелика – несколько сот человек – была постоянная армия (королевская гвардия). В случае военной опасности в армию могли быть призваны ополченцы (каждый состоятельный человек должен был держать оружие). Для наступательных войн обращались за помощью к добровольцам, наемникам, а также к принудительному набору люмпенов.
Правление Тюдоров привело к падению политического значения парламента, который послушно исполнял волю монархов, не вступая с ними в конфликты. Импичмент вышел из употребления. Елизавета I (1558-1603) говорила, что задача парламента – говорить "да" или "нет", когда королеве будет это угодно. Тем не менее данное сословно-представительное учреждение не прекратило свою деятельность. С этим связана еще одна особенность государственно-политического строя Англии эпохи Тюдоров: здесь так и не сформировалась правильная система постоянных налогов, способная обеспечить короне полную финансовую независимость. В случае денежных затруднений приходилось прибегать к содействию парламента.
Правление королевы Елизаветы стало основой будущего величия Великобритании. При ней страна превратилась в морскую державу, которую позже назовут "владычицей морей", а в ее гимне зазвучат знаменитые строки: "Правь, Британия, морями", при ней началась эпоха английских пиратов, воспетых поэтами и романистами, были основаны первые колонии в Северной Америке, которые спустя столетия станут Соединенными Штатами Америки.
В 1603 г. английский престол заняла династия Стюартов. Ее первые представители (Яков I, Карл I) стремились сохранить незыблемыми королевские прерогативы, что постепенно привело их к острому конфликту с вновь оживившимся парламентом, в котором укрепились новые социальные силы, сформировавшиеся в условиях быстро развивавшихся рыночных отношений. Социально-политический конфликт был усложнен конфликтом религиозным – разногласиями между англиканами, католиками и радикальными протестантами – пуританами[1].
Трудноразрешимый конфликт привел в 1642 г. к гражданской войне, победителем из которой вышел парламент, точнее, его армия. Главную роль в ней играни пуритане, для которых война с королем имела нс только политический, по и религиозный смысл. Именно позиция армии, ее руководителя О. Кромвеля сыграна решающую роль в коренном изменении государственных институтов Англии, последовавшем после окончания гражданской войны. Чтобы произвести эти перемены, Кромвель, опираясь на военную силу, произвел в декабре 1648 г. государственный переворот, известный как прайдова чистка парламента. Полковник Прайд арестовал парламентариев-пресвитериан, оставив там только угодных армии и Кромвелю лиц. После этой чистки парламент превратился в свое "охвостье", или "огузок" (rump), стал немногочисленным и малопредставительным.
Произведенный переворот сделал возможным суд над королем. Впервые в европейской истории монарх был подвергнут формальному суду и в январе 1649 г. казней по обвинению "в государственной измене и других тяжких преступлениях".
Условия соглашения с новым монархом были изложены в Билле о правах. Король Яков II объявлялся отрекшимся от правления, а Вильгельм и Мария – законными английскими монархами. Центральное место в Билле отводилось изложению прав парламента и подданных английской короны. Он не столько провозглашал новые права, сколько фиксировал и расширял те, которые уже сложились на деле и которые обязался соблюдать Вильгельм Оранский. Объявлялись незаконными не получившие санкции палат королевские повеления законодательного свойства, взимание налогов, ОГЛАВЛЕНИЕ армии в мирное время. Заявлялось о необходимости созывать парламент достаточно часто и свободно, обеспечить здесь свободу прений и т.д. Трехгодичный акт (1694 г.) требовал созывать парламент не реже одного раза в три года. В 1716 г. этот срок был увеличен до семи лет.
Никто не посягал в это время на власть парламента, но он решил воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы ограничить административные полномочия монарха. Главным объектом атаки стал кабинет, который парламент упорно стремился подчинить своему контролю.
В Акте об устроении парламент установил порядок наследования престола в случае отсутствия потомков у Вильгельма Оранского или второй дочери Якова II Анны. Было постановлено, что в данном случае престол должен перейти к Ганноверской династии – ближайшим из протестантских родственников Стюартов. Герцогиня София Ганноверская была по матери внучкой Якова I
Стюарта. Так как престол должен был достаться иностранцам, парламент предпринял некоторые предосторожности:
– устанавливалось, что без его согласия нация не могла вовлекаться в войну с целью защиты территорий, нс принадлежащих английской короне, а монарх – покидать страну;
– иностранцам запрещалось состоять в Тайном совете, парламенте, возглавлять государственные учреждения или получать пожалования от монарха;
– любая королевская служба признавалась несовместимой с нахождением в составе Палаты общин. Если бы данный принцип закрепился в политической практике, в Англии могла сложиться система государственного управления, основанная на жестком разделении исполнительной и законодательной властей. Однако в 1707 г. (Акт о должностях) это решение было отменено с оговоркой, что лица, принимающие от короны должность, должны перебаллотироваться.
В период правления Ганноверской династии создается прецедент образования политически однородного правительства. Первый представитель династии Георг I, немец по происхождению, плохо знал свою страну и даже не владел английским языком; с министрами ему приходилось общаться на латыни. Поэтому он постепенно прекратил посещать заседания кабинета, удовлетворяясь докладом о них одного из министров. Возникшая ситуация привела к тому, что его наследник Георг II уже потерял право присутствовать на заседаниях правительства. Это способствовало дальнейшему сплочению кабинета, который в отсутствие короля действовал более самостоятельно. Кроме того, появилась потребность в первом министре (премьер-министре), который бы вел заседания правительства и докладывал о них королю. Первым премьером принято считать Р. Уолпола, возглавлявшего правительство в 1721 – 1742 гг. Уолпол был первым министром, кабинет которого признал необходимым уйти в отставку, нс имея большинства в парламенте.
Один из важнейших актов, регулирующих статус монарха, – Акт о престолонаследии (1701). Он закрепляет для Великобритании кастильскую систему наследования престола, т.е. престол может наследовать как мужчина, так и женщина. Наследником по праву считается старший сын короля или королевы. Следующий наследник – второй, третий сын и т.д. (по убывающей), минуя дочерей. Если у монарха нет сыновей, наследуют дочери – по старшинству. (Так случилось в 1952 г., когда трон Георга VI унаследовала его дочь – нынешняя королева Елизавета II.)
Данная система делает престол более доступным для женщин, чем принятая, например, в дореволюционной России австрийская система, согласно которой наследование престола шло по женской линии лишь в случае полного отсутствия мужских представителей династии. В монархической Франции существовала салическая система, которая полностью исключала возможность появления на престоле женщины.
Монархом Великобритании не имеет права быть католик (только протестант), католиком не может быть также супруг (супруга) монарха. Трон в Великобритании передается только наследнику и его детям, но не супругу или супруге. Например, если трон унаследовал сын монарха, то он становится королем и имеет права монарха. Жена короля только именуется королевой, но прав монарха не имеет ни при жизни короля, ни после его смерти и не наследует престола. По наследником может быть кто-либо из ее детей. Например, принцесса Диана никогда не смогла бы стать правящей королевой – женой короля, а ее старший сын Уильям может стать королем-монархом.
Если трон наследует дочь, она становится правящей королевой (как нынешняя королева Елизавета II), в то время как муж королевы королем не становится – он носит титул принца Эдинбургского, наследник престола носит титул принца Уэльского (в настоящее время это сын королевы Чарльз).
Как и в других современных монархиях, в Великобритании королю или королеве присущи преимущественно ритуальные функции, они являются символами единства нации, преемственности ее исторического развития, стабильности государственного строя. Но существует и чисто английская специфика. В других странах полномочия монарха ограничены законодательно. В Англии же очень немногие прерогативы короны отменены законами-статутами. Формально и сейчас монарх концентрирует в своих руках огромные полномочия, как бы продолжая соединять, как это было в Средние века, все ответвления разделенной позднее на практике власти.
Пояснение
Полномочия монарха делятся на обусловленные законом и так называемую прерогативу – остаток прежней абсолютной власти монарха. Различие между ними условное, но первые имеют более четкие пределы, а последние могут в зависимости от обстановки расширяться или, что бывает чаще, сужаться.
Монарх является равноправным участником законодательного процесса. Поэтому не случайно законодательная власть обозначается понятием "король в парламенте", т.е. король, действующий в согласии с лордами и общинами. Палаты лордов и общин, вместе или раздельно, не имеют права законодательствовать без участия монарха, который обладает правом налагать абсолютное вето на законопроекты и распускать парламент. Именно в верности ему и его преемникам клянутся, приступая к исполнению своих обязанностей, парламентарии. Формула клятвы: "Я клянусь Всемогущим Богом, что буду преданным и верным Ее Величеству королеве Великобритании, ее потомкам и наследникам, в соответствии с законом. Да поможет мне Бог".
Сессии парламента открываются тронной речью монарха, в которой излагается программа законодательной работы. Формально данный состав парламента и сейчас действует только до тех пор, пока это угодно королю.
Пример обращения Палаты общин к монарху после тронной речи
"Милостивейший суверен. Мы, верноподданные Вашего Величества, собравшиеся в Палате общин парламента, просим принять нашу смиренную благодарность за Вашу милостивую речь, с которой Ваше Величество обратилось к палатам парламента".
Личные прерогативы – это права:
– на корону;
– мантию;
– звание;
– скипетр;
– церемониал;
– комплекс дворцов;
– королевский двор;
– государственное обеспечение – так называемый цивильный лист, составляющий в среднем около 8 млн ф. ст. в год (т.е. примерно 12 млн долл. США в год). Для сравнения: годовой оклад президента США – около 400 тыс. долл. – в 30 раз меньше.
В последнее время наметилась тенденция отказа монарха отряда личных прерогатив, перехода к более "скромной" жизни: Елизавета II отказалась от освобождения от налогов, яхты "Британия" и личного самолета.
Политические прерогативы монарха состоят в том, что он:
– является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;
– имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом (не применялось монархом около 300 лет – с 1707 г., за что получило прозвище "спящего полномочия". В действительности абсолютное вето, нс преодолеваемое парламентом, – мощнейшее оружие в руках короля (королевы), его нет у большинства других монархов и президентов);
– может по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, освобождать их от должности (имея это право, королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) – назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров – по предложению премьер-министра; но в послевоенное время королева трижды воспользовалась своим правом назначения премьер-министра по своему усмотрению: в 1957 г. назначила на этот пост консерватора Г. Макмиллана, а в 1963 г. – консерватора А. Дугласа-Хьюма (в обоих случаях консерваторы не могли четко определиться с лидером партии); в 1974 г., когда на выборах консерваторы и лейбористы набрали примерно равное число голосов, королева поручила сформировать правительство лейбористам и назначила премьер- министром Г. Вильсона);
– имеет право досрочно распускать Палату общин (в действительности согласно конституционному обычаю это делается по решению правительства и премьер-министра);
– единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую в Шотландии, осуществляет соответствующие назначения;
– является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;
– назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир.
Монарх также продолжает считаться главой исполнительной власти, он назначает и смещает министров, а также всех гражданских служащих, которые состоят "на службе Его Величества". Король имеет полномочия верховного главнокомандующего, вооруженные силы страны есть армия и флот "Его Величества". Именно он объявляет войну и заключает мир, подписывает международные соглашения. Судьи выносят приговор именем монарха. В его официальный титул входит понятие "защитник веры", со времен Генриха VIII он является светским главой англиканской церкви, назначает ее служителей. Наконец, король возглавляет Британское содружество наций. Такие бывшие английские доминионы, как Канада и Австралия, признают его своим верховным главой. Представители всех властей обращаются к монарху подчеркнуто уважительно.
На деле же сложившиеся в течение веков конституционные соглашения привели к тому, что ныне король обязан подписывать законопроекты, утвержденные палатами. Открытие сессии парламента, на которой произносится тронная речь, – единственный случай, когда монарх лично его посещает. Даже законы с середины XIX в. монархи перестали подписывать самостоятельно, перепоручив эту обязанность специальному комитету. Портфель премьера монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства, а министров назначать по его рекомендации. Управление администрацией и вооруженными силами также осуществляется "но советам" правительства, которые нельзя игнорировать. Высшие судьи давно уже стали несменяемыми: они занимают свои посты, "пока ведут себя безупречно", их можно сместить только в ходе процедуры импичмента.
Вместе с тем нельзя считать английского монарха абсолютно декоративной фигурой. В середине XIX в. известный правовед Беджгот писал о трех основных правах конституционного монарха: "праве советовать, праве поощрять и праве предостерегать". Он имеет право получать информацию о наиболее важных государственных делах, которые рассматриваются в кабинете и парламенте, давать политическим деятелям советы, выражать свою озабоченность по определенным проблемам и т.д. Не следует игнорировать нравственное воздействие на общество позиции монарха как верховного главы нации, стоящего над партийной борьбой, однако никакой дискретной, принудительной власти у него, конечно, нет.
В политических кругах Великобритании постоянно идут дискуссии о перспективах монархического строя, возможности его ликвидации, но последняя идея не пользуется значительной общественной поддержкой. Более популярны предложения относительно сокращения финансовых привилегий короны, уменьшения размеров цивильного листа – бюджетных выплат на ОГЛАВЛЕНИЕ двора. Английская монархия учитывает это и постоянно подстраивается к меняющейся действительности. Так, недавно Елизавета II согласилась платить подоходный налог. Еще одно направление дискуссии – может ли король возобновить те свои государственнополитические полномочия, которые формально не отменены? Многие аналитики полагают, что он смог бы играть большую политическую роль в случае разрушения жесткой двухпартийной системы. Тогда монарх имел бы большую свободу относительно выбора кандидатуры премьера. Нс исключается также, что король может возобновить свои "уснувшие" полномочия в случае возникновения острого внутриполитического кризиса, способного вызвать сбой в деятельности правительственных институтов.