Институты Европейского союза

Основные институты ЕС — это 16 главных учреждений, которые подразделяются на пять групп:

1) фундаментальные институты: Европарламент, Еврокомиссия, Совет министров, Европейский Суд, Палата аудиторов, Европейский омбудсмен, Европейский наблюдатель по защите персональной информации;

2) финансовые институты: Центральный банк (ЦБ ЕС) и Инвестиционный банк (ИБ ЕС);

3) консультативные институты: Европейский экономический и социальный комитет ЕС, Региональный комитет ЕС;

4) институциональные органы: Отделение по официальным публикациям Европейских сообществ, Отделение европейских сообществ по персональному отбору кадров;

5) агентства: Агентства Европейских сообществ (16 единиц), Агентства по общей международной политике и политике безопасности (2 единицы), Агентства по сотрудничеству в области юрисдикции, Евроюстиция, Агентства по сотрудничеству полицейских органов — Европол.

Совет министров — главный орган ЕС. В него входят представители стран, имеющие статус министров; Совет министров принимает решения, а также обладает законодательными полномочиями. Важность Совета министров в системе органов ЕС определяется и тем обстоятельством, что в его работу заложена оперативность. Так, еще Единый Европейский акт (1997 г.) расширил перечень вопросов, которые могут приниматься большинством голосов; Маастрихтский договор (1991—1992 гг.) закрепил этот принцип, еще более расширив перечень компетенций. Каждая страна председательствует в Совете министров через своего представителя в течение шести месяцев.

Европейская комиссия ЕК (ранее — Комиссия европейских сообществ, КЕС) — второй по значимости институт власти в ЕС и главный исполнительный орган ЕС. Включает 27 министров (комиссаров), назначаемых на пять лет Европарламентом (выдвигаются странами).

Европейский Суд в основном имеет две важные функции: во-первых, осуществляет контроль в сфере соблюдения закона в выполнении договоров и соглашений; во-вторых, рассматривает жалобы и ходатайства стран — членов ЕС и частных лиц, которые оспаривают решения органов ЕС, считая, что нарушены их права.

Европейский совет создан в 1974 г., определенным статусом не обладал вплоть до Маастрихта. Маастрихтский договор предусмотрел его статус как института, призванного "давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы". Под председательствованием Европейского Совета проходил Маастрихтский саммит 1991 г. и выборы руководящих органов ЕС (декабрь 1991 г., февраль 1992 г.).

ОГЛАВЛЕНИЕ Маастрихтского договора

Трудно переоценить роль Маастрихтского договора о ЕС, принятого в декабре 1991 г. и феврале 1992 г. под председательством Европейского совета. Его ОГЛАВЛЕНИЕм являются следующие цели и задачи:

• преобразование Европейского экономическое сообщества в Европейское сообщество (союз), расширение круга его компетенции;

• продвижение от единого рынка к экономическому и валютному союзу;

• придание экономической интеграции социального измерения на базе общей социальной политики;

• существенное дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов сообщества ("первая опора") постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности ("вторая опора") и в области юстиции и внутренних дел ("третья опора");

• объединение всех "трех опор" в рамках единой системы Европейского союза (ЕС).

В соответствии с Маастрихтским договором были учреждены следующие важнейшие институты ЕС:

• единое европейское гражданство — в результате все граждане государств-членов приобрели гражданство ЕС (был разработан и утвержден перечень соответствующих прав и обязанностей граждан ЕС);

• политический союз ЕС стал обеспечиваться общей внешней политикой, повышением роли Европарламента, единой политикой в области внутренних дел и правосудия;

• экономический и валютный союз (ЭВС) — его базовым элементом стало появление единой общей валюты — евро и соответствующей евровалютной зоны, в которую, однако, вошли не все члены ЕС.

Маастрихтский договор, таким образом, заложил правовую базу экономического и валютного союза и единой валюты. Он также разработал график перехода к ЭВС и утвердил четыре критерия макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран — членов ЕС в ЭВС.