Институциональные реформы
Долгосрочный и стабильный контроль над инфляцией подразумевает серьезные институциональные реформы в экономике. Финансовая система страны должна быть такова, чтобы не порождать инфляционные процессы. Для этого требуется осуществлять своевременный контроль за деятельностью центрального банка, а также проводить систематический мониторинг состояния дел в банковской системе. Кроме того, целесообразно наблюдать за динамикой сальдо государственного бюджета, предупреждать возникновение значительного дефицита. Взвешенная фискальная и монетарная политика, высокая компетентность работников центрального банка и государственных чиновников, своевременная корректировка курса макроэкономической политики – таковы условия стабильности цен.
Политика дезинфляции
Когда темпы инфляции высоки и нестабильны, требуются радикальные меры, чтобы остановить инфляционный процесс. Совокупность таких мер называется политикой дезинфляции, политикой прекращения инфляции, снижения ее темпов.
Как мы видели, альтернативные издержки дезинфляции и дефляции – это некоторый период застоя в производстве, роста безработицы и замедления экономического роста.
Цена политики дезинфляции состоит из двух компонентов.
Во-первых, это норма жертвы (sacrifice ratio) – число лет избыточной безработицы, необходимых для достижения снижения инфляции на 1 процентный пункт:
где AU – темпы роста безработицы; tyears – период времени (в годах); Δπ – темп снижения инфляции.
Норма жертвы графически может быть представлена в виде кривой Филлипса. Скорость продвижения экономики из положения t = 1 (с высокой инфляцией) в ситуацию t =N (с низкой инфляцией) на рис. 12.13 и есть норма жертвы. Величина N может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет.
Второй компонент дезинфляционного эффекта – эго закон Оукена. Каждый процент отклонения безработицы от своего естественного уровня (полной занятости) (в сторону увеличения) приводит к производственным потерям. Экономика уходит от потенциального выпуска, производство оказывается меньше максимально возможного уровня. Чем выше уровень текущей безработицы по сравнению с естественной нормой, тем ниже текущий ВВП падает относительно выпуска при полной занятости:
где Yt – текущий ВВП; Y* – ВВП при полной занятости; kO – коэффициент Оукена (обычно находится в диапазоне k0 = 2–3); UN – естественная норма безработицы; Ut – текущий уровень безработицы.
Рис. 12.13. Норма жертвы в случае дезинфляции
Общая цена антиинфляционной политики зависит как от реакции экономических агентов на дезинфляционные меры государства, от степени доверия индивидов политике центрального банка, так и от скорости проведения антиинфляционных реформ.
Рисунок 12.14 демонстрирует два возможных сценария развития событий.
На левом графике представлена политика "шоковой терапии", или, как ее называют в англоязычном мире, политика "холодной индейки" (cold turkey policy). Представим, вы пришли в фешенебельный ресторан и заказали на ужин индейку. Вы довольно долго ждете, утомились в предвкушении ароматной горячей индейки. И вдруг вам приносят неожиданно холодную индейку. Ваш шок и есть реакция экономики на данный тип политики.
В случае "шоковой терапии" государство резко сокращает предложение денег, одномоментно и существенно ограничивает расходы, проводит очень жесткую политику доходов. Все эти мероприятия оказываются "холодной индейкой" для экономических агентов. Они неожиданны, значительны и безапелляционны.
Экономика резко скользит вниз по краткосрочной кривой Филлипса SRPC1. Безработица значительно возрастает. Производство существенным образом сокращается. Экономический рост значимо замедляется или прекращается. Такую страну ждет катастрофический кризис.
Однако так как антиинфляционные меры государства вызывают понимание и доверие у населения и фирм, быстро происходят положительные изменения в структуре и организации трудовых и деловых контрактов. Работники быстро соглашаются па низкую заработную плату. Поставщики охотнее идут на снижение цен поставок. И цены в экономике также быстро сокращаются. Инфляция замедляется. Экономика оказывается на кривой Филлипса более низкого уровня SRPC2. Антиинфляционная политика успешна.
Рис. 12.14. Типы антиинфляционной политики
Другой вариант дезинфляции – медленное и постепенное ограничение монетарной и фискальной политики – получило название "градуализм". Политика градуализма представлена на правом графике.
Экономика медленно переходит от одной кривой Филлипса к другой. Цены снижаются каждый раз незначительным образом. Безработица вырастает, но ненамного. Резкого изменения экономических показателей не происходит. Но с течением времени экономика дрейфует к более низкому уровню инфляции.
Проблема политики "шоковой терапии" заключается в резкости экономического сжатия. Не каждая страна выдержит значительный подъем
безработицы и существенное кризисное падение производства, хотя и на непродолжительный период времени.
Проблема политики градуализма состоит в том, что небольшое ограничение роста денежной массы в первый период может не вызвать доверия у индивидов и фирм. Если экономические агенты не будут убеждены в твердости антиинфляционной политики государства, их поведение не изменится. И тогда политика градуализма обречена на провал.