Институциональные принципы и структура финансовой деятельности

В выполнении задач системного управления потоками ценностей финансы обусловили появление и развитие инструментов регулирования хозяйственной деятельности с посредническими функциями и собственной ценностью. Результаты в финансовой сфере определяются умением манипулировать ресурсами, денежными инструментами и движением капитала в сформировавшихся процедурах обмена. Институционально они сформировали процедуры рыночного обмена денежными инструментами и движения капитала как вида финансовой услуги. Набор финансовых услуг в экономике формирует способы и правила регулирования экономических отношений на основе институтов:

• денежного обращения;

• налогов и налогообложения;

• кредитования и инвестирования;

• фондов различного назначения в управлении финансами.

Финансовый институт — совокупность отношений, реализующих функции финансовой системы установленной иерархии: государство — местные органы власти — производственные структуры домашние хозяйства и индивиды. Наличие различных институтов объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику и социальную сферу.

Финансовые институты в распределительной экономике, такие как денежное обращение, ценообразование, налогообложение и формирование бюджета, предназначены для денежного обслуживания распределительных потоков и, в конечном счете, для обеспечения эквивалентности между тем, что изымается, и тем, что раздастся.

В рыночной экономике институты приобрели значимость правил соперничества хозяйствующих субъектов. Они не исключали конфликтности не только их экономических интересов, но диспропорции доходности различных слоев населения.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Движение их капитала в условиях развитых товарно-денежных отношений материализуется в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику (конкретную систему налогов), регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка и систему государственной поддержки (субсидии). В зависимости от концептуальной предпосылки экономического и социального регулирования государство или усиливает, или ослабляет свое вмешательство. Фактически происходит воздействие государства на хозяйственную деятельность через финансы — реализация экономической политики.

Сущность регулирования проявляется в степени развитости экономической ответственности участвующих сторон и рациональности пользования финансовыми ресурсами. Регулирование осуществляется в целях достижения собственного успеха и предотвращения потери выгод.

Представления о правилах игры (институтах) формируют взгляды на игроков, воплощающих правила в практике — организациях и учреждениях оказания финансовых услуг.

Под финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № Ц7-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки па рынке ценных бумаг или иные услуги финансового характера.

К финансовым учреждениям относятся физические или юридические лица, которые в качестве хозяйствующих субъектов осуществляют от имени или по поручению клиента виды деятельности или операции с финансовыми инструментами.

Среди финансовых организаций выделяют кредитные: банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности операции по вкладам денежных средств физических и юридических лиц и ведение банковских счетов, и небанковские, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции как вид финансовой услуги населению.

Клиентами финансовых организаций и учреждений являются хозяйствующие субъекты материального производства и нематериальной сферы, у которых есть доходы и накопления. В сфере материального производства под использованием денежных доходов следует понимать направление их на выполнение обязательств но финансированию затрат па расширенное воспроизводство, социальное обслуживание и материальное стимулирование работающих. В непроизводственной сфере финансовые отношения связаны преимущественное источниками и порядком формирования денежных фондов для оплаты услуг, но не исключается возможность получения некоторыми организациями определенных доходов.

К ним примыкает значительная группа различных добровольных объединений граждан, общественных и религиозных организаций, некоммерческих партнерств и учреждений, социальных и благотворительных фондов, ассоциаций и союзов, материально и финансово самостоятельных. Источником средств у этих организаций являются вступительные и членские взносы. Они могут владеть имуществом (зданиями, сооружениями, оборудованием, инвентарем, ценными бумагами), приносящим доходы.

Все организации интегрированы в хозяйственную систему региона и страны. Их финансовая деятельность представляется единым механизмом денежных потоков, что обусловливает необходимость следования общим правилам финансовой дисциплины. Обеспечению такого единства способствует деятельность организаций финансового контроля выполнения решений и обязательств как составляющая управления финансами. Важным условием управления является оценка ответственности за принимаемые решения в отношении возможных правонарушений корыстного и некорыстного характера.

В характеристике финансового контроля следуют понятийному аппарату, установленному Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)": "органы государственного контроля (надзора)" и "государственный контроль (надзор)". По действующему федеральному законодательству определенными надзорными полномочиями в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, наделены специальные государственные органы.

В соответствии с международными стандартами наиболее строгие требования предъявляются к надзорному режиму в отношении таких базовых финансовых учреждений, как банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и страховые организации. На них распространяется действие положений, установленных документами Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации страхового надзора и Международной организации комиссий по ценным бумагам.

В целях регулирования международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых, па основе международных соглашений созданы международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям, а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

Поэтому рассмотрение экономических институтов целесообразно сопровождать информацией о деятельности финансовых учреждений и организаций, формирующих институциональную среду современной экономики.