Лекция 10. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРУКТУР
Экономические явления и процессы, отличающиеся по степени сложности связей, воплощаются в структурные элементы механизма взаимодействия объединенных на основе экономических интересов индивидов. Координирующую роль в достижении общих целей выполняют организации, в которых формируются трудовые коллективы как неотъемлемый атрибут жизни общества.
Хозяйственные организации в институциональной среде
В экономической теории организация признается основным уровнем хозяйственной иерархии, где принимаются управленческие решения, направляющие действия коллектива в технологическом процессе выпуска товарной продукции. Любая организация создается и функционирует с осознанием хозяйственных целей, определенных ее предназначением — миссией, что зависит от учредителей — носителей экономических интересов. Ими могут быть собственники, работники, покупатели создаваемого в организации товарного продукта, ее деловые партнеры, местное сообщество жителей и общество в целом. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от размеров, рода бизнеса, места расположения организации, требуемых ресурсов, способа действия собственников и управленческого персонала, имиджа организации.
Хозяйственный характер целей деятельности организаций — производства товара или услуг — сопровождается экономическим или общественно-духовным результатом — оказанием помощи, благотворительностью, гуманизмом и морально-нравственным удовлетворением. Основу хозяйственной деятельности организации составляют носители трудового потенциала: индивид (единоличное ведение хозяйственной деятельности — ремесленник, консультант) или коллектив (объединение индивидов на принципах профессионализма или кооперации).
Раскрывая понятие "организация", следует обратить внимание на структуру и предпосылки трудового объединения людей.
По структуре организация выделим главные признаки:
• разделение труда с системой вознаграждений и санкций;
• набор ресурсов и определенный способ их использования;
• систему норм поведения и форм контроля их соблюдения.
В составе коллектива организации можно выделить три основные группы: управляющие, наделенные властью и имеющие привилегии; профильные исполнители, воплощающие своим трудом проекты преобразования ресурсов в товарную продукцию и обслуживающий персонал, способствующий достижению хозяйственных целей.
В иерархии управления рассматривают модели: наследственности (сословно-кастовый тип), бюрократии (назначение сверху) и демократии (выдвижение снизу).
Основную производственную нагрузку несут инженерный состав и рабочие по уровню профессионализма, производственной активности и опыту работы, умению выполнять профильные задания.
В работе вспомогательного персонала ценится исполнительность, работоспособность, дисциплина.
По предпосылкам объединения людей организация наделена признаками хозяйственной деятельности:
• стремлением к замкнутости при конкретизации технологических заданий;
• построением иерархии и тенденцией к монополизму;
• подчинением индивида коллективным интересам.
По характеру взаимодействия выделяют разные формы хозяйственных организаций:
• общину, построенную на тесных внутренних связях, подчинении традициям;
• корпорацию — относительно замкнутую организацию, построенную на менее тесных и более профессиональных связях с жесткой иерархией и разделением труда;
• ассоциацию — относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность.
В соответствии с избранным направлением и масштабом деятельности организации приобретают статус хозяйствующего субъекта, названия которых весьма разнообразны:
• промышленное производство сосредоточено на заводе, фабрике, ферме, мастерской, артели или их объединениях в трест, комбинат, концерн; унитарным предприятием называют организацию, не наделенную нравом собственника на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым;
• финансовые услуги выполняют банки, страховые общества, налоговые службы, деятельность которых ориентирована на регулирование денежных потоков;
• торговые операции осуществляются через биржи, центры оптовой и розничной продажи;
• выполнение социальных функций связано с работой учреждений различных обществ, фондов, ассоциаций, партий, союзов, движений, товариществ;
• организации структуры управления представляют органы власти разного уровня с функциями законодательства, руководства хозяйственной деятельностью территорий, правоохранительной деятельности.
Организации имеют нормативный характер, так как сознательно создаются людьми но конкретному набору технических средств и квалификаций персонала с устанавливаемыми требованиями к товарной продукции. Успехи организаций, так же как и их неудачи, обязаны практике их деятельности как показателю способности управлять принятыми технологическими — производственными процессами.
Установление целей ориентирует на конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность:
• для производственных организаций — это наполнение рынка материальными ценностями для полного удовлетворения потребностей человека;
• для учреждений (непроизводственной сферы) — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения и социальной стабильности в обществе.
От производственных организаций ждут высоких экономических показателей во имя благополучия работающих; от выборных органов — создания справедливого законодательства; от учреждений — заботы о нуждах граждан, населения.
Организация как объединение людей, созданное для достижения конкретных (специфических) целей, действует на основании складывающихся связей между их множествами. Эти связи (формальные и неформальные) формируют группы, где взаимодействие осуществляется на регулярной основе:
• личностной привязанности (семья, друзья) — эмоциональные;
• профессионального, производственно-общественного взаимодействия — технологические;
• этнических и социальных принципов в исторической ретроспективе — общественные.
Группы по своей природе ориентированы на получение коллективного блага, т.е. получение любого товара или услуги любым индивидом обусловливает возможность их получения всеми остальными индивидами в группе.
Инстинктивное объединение сочетает общие интересы и индивидуальные. В рамках этой модели признается факт, что индивид в целях максимизации прибыли может действовать против собственных интересов, будучи членом группой. Аналогично, все организации заинтересованы в повышении цен на продукцию своей сферы хозяйствования — отрасли, но каждая из них в отдельности хочет перенести бремя издержек по осуществлению этой задачи на другие, так как не заинтересована уменьшать собственный объем производства.
Пример
Все члены производственного коллектива нацелены на повышение дохода организации от реализации производимой продукции, однако каждый из них в отдельности заботится о своем личном доходе, который зависит не только от общего уровня результата, но и от его трудового участия.
Предполагается, что идея о стремлении членов групп действовать в общегрупповых интересах логически следует из общепризнанного тезиса о рациональном эгоистическом поведении индивида. Другими словами, если у членов какой-либо группы есть общий интерес или цель и если все они выигрывают от достижения этой цели, то логично предположить, что рациональные индивиды будут направлять свои усилия на достижение этой цели.
Достижение конечного результата как чистого общественного блага песет предельные выгоды для всех потребителей. Поскольку существует склонность потребителей превышать свои запросы, постольку же есть и склонность минимизировать затраты своего участия в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы "безбилетника", или "зайцев". Существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.
Аналогия с "безбилетником" весьма точна в характеристике принципиальной невыполнимости сентенций типа: "У нас в делах был бы всегда порядок, если бы каждый из нас действовал по правилам". Да, все мы выиграли бы, если б только каждый из нас... Но наблюдается иное: то, что "каждый" ничего не предпринимает во имя общих интересов, если это непосредственно не совпадет с его индивидуальными интересами.
В современной экономике распределение доходов во многом детерминируется взаимодействием групп с особыми, специальными интересами; под ними обычно понимают совокупность взглядов, на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага. Такие группы могут создавать распределительные коалиции лоббирования.
Теоретическое осмысление полезно для совершенствования функций организаций в терминах экономических показателей. Разбор и видение реальных обстоятельств деятельности привносят значительный импульс интеллекта в прогнозирование последствий принимаемых решений.
В зависимости от целей или сферы исследования организации могут рассматриваться двояко: как конечные элементы экономической системы — экономические агенты, действующие согласно определенным правилам игры, сложившимся в системе хозяйствования, либо как части системы, конечным элементом которых являются работники экономических агентов, формирующих действующие правила в быстроменяющемся экономическом мире. С изменением внешней среды и корректировкой интересов старые правила поведения уступают место новым. По мере своего функционирования организации изменяют институты. Иными словами, для осуществления функций формальных институтов необходимо специально создавать организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного правила.
Институциональная среда формирует у современного субъекта хозяйствования умение пользоваться инструментарием экономических оценок ситуации в процедурах принятия решений. Трансформируются его качественные составляющие — устойчивая система отношений внутри организации, способы утверждения и реализации авторитета, степень иерархичности и характер межличностных отношений. Все вместе это можно назвать организационной, или корпоративной, культурой организации.
Современная организация как владеющий собственностью обособленный субъект хозяйственной деятельности, вынужденно соединяющий интересы собственника, рассчитывающего на получение прибыли, и согласие участвовать в этом процессе исполнителей, рассчитывающих на профессиональный интерес и долговременное существование, рассматривается с двух позиций:
• властного распределения ресурсов, предпочтений и ценностных ориентиров; предполагается существование определенной иерархии распоряжения ценностями;
• системы социальных отношений, при которых члены организации в достижении общих целей выполняют отведенные им функциональные роли за вознаграждение — оплату труда.
Производство товарной продукции и оказание услуг осуществляют организации, имеющие возможность и права привлекать необходимые ресурсы (рабочую силу, сырье, финансы) и использовать определенные технологии с получением дохода. Экономический успех зависит от изучения и знания конъюнктуры рынка производимой товарной продукции при существующем общественном разделении труда. Конечный результат становится делом не одного, а множества участников с собственными экономическими интересами, но действующими целенаправленно в достижении экономического успеха их организации, которая приобретает черты, обобщаемые понятиями "организация", или "фирма" (от итал. - надпись).
Традиционная экономическая теория трактует организацию (фирму) как производственно-техническую систему, как конгломерат людей и машин, "черный ящик", на "входе" которого сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а па выходе получается готовый товарный продукт.
Сторонники институционального подхода в экономике представляют фирму системой отношений сознательного регулирования, координации нерыночных методов и форм и рыночных связей, определяемых движением (сокращением или увеличением) издержек трансакций [2]. Организация фирмы позволяет снизить их.
Фирма может иметь в своей структуре одну организацию или несколько, разделяя процессы непосредственно создания продукта или услуг и управление сбытом, маркетингом. Фирма может быть именной: фирма "Форд" названа именем ее основателя, или предметной (нефтяная, сталелитейная).
Сегодня фирмой называют основного экономического субъекта рыночных отношений. Как элемент экономической системы она характеризует преобразование затрат (входов) в результаты (выходы) хозяйственной деятельности с определенной добавленной стоимостью. Чаще ее рассматривают как поставщика на рынок промышленной продукции.
В непроизводственной сфере "фирмой" часто называют организацию интеллектуального труда, товарной продукцией которой являются знания, результаты творчества, рекомендации и управленческие решения. Это — учреждения, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, идейно-миссионерских, лечебно-оздоровительных, научно-образовательных, воспитательных функций в большинстве на коммерческих условиях.
В рыночной обстановке хозяйствующие субъекты прямо или косвенно втягиваются в коммерческие отношения через реализацию своей товарной продукции, извлечение дохода и его распределение между участниками.
Коммерческие результаты с эпохи промышленного развития до наших дней трансформировали ориентацию понимания экономического успеха как функцию знания и информационного обеспечения о состоянии рынка в установлении возникающих отношений учета экономических интересов поставщик — потребитель. Перемещение акцентов в коммерческой деятельности от производителя к получателю ценностей (поставщик, потребитель) сопровождается изменением издержек проводимых трансакций.
В динамичной обстановке экономических отношений происходят изменения не только показателей и параметров деятельности хозяйствующего субъекта, но и сферы социальных взаимодействий, обусловленных развитием взглядов и представлений о прогрессе благополучия. Подобные изменения, которые можно назвать институциональными, обеспечивают живучесть и привлекательность общности людей, объединившихся в достижении поставленных целей. Менеджмент институциональных изменений — это планомерное принятие превентивных (профилактических) мер, актуальное оперативное регулирование и координация мобилизации сил для быстрого преодоления негативных и использования позитивных эффектов.
Удаление собственника от реализации создаваемого продукта порождает расчленение технологического процесса на обособленные операции. Перемещение акцентов в коммерческой деятельности от производителя к получателю ценностей сопровождается ростом трансакционных издержек.
В институциональной теории организации (фирмы) рассматривается два типа отношений, обусловленных затратами: на достижение поставленной хозяйственной цели при необходимом уровне трансакционных издержек, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и на обеспечение контроля в процессе хозяйственной деятельности, организационные издержки которого задают верхнюю границу, ее максимальный размер.
Институционально важным фактором становятся экономические условия взаимодействия внутри организаций и вовне. Отношения между хозяйствующими субъектами рассматриваются сквозь призму взаимовыгодного обмена. Такой подход называют контрактной (договорной) парадигмой [3].