Институциональные изменения: перспектива
В основе мероприятий, снижающих негативное воздействие на общественное развитие глобального эксцесса, лежит институциональное планирование, в рамках которого рассматриваются различные технологии, имеющие всеобщее или частичное распространение. В качестве таких технологий международного значения выступают:
• изменения в системе международного валютного регулирования и налогообложения;
• разработка программ финансовой помощи слаборазвитым странам и схем реструктуризации их внешнего государственного долга;
• реорганизация важнейших институтов международной политики и права организаций, союзов, блоков и т.д.;
• использование международного политического влияния для изменения вектора внутренней экономической политики отдельных государств;
• полный пересмотр сложившейся системы международного порядка в результате теоретического обоснования новой парадигмы международного развития.
Все перечисленные варианты, за исключением последнего, характеризуются ограниченной областью применения, т.е. касаются отдельных сфер международной экономики, политики, права.
Существует точка зрения, согласно которой страны, исповедующие либерализм и последовательно придерживающиеся принципа свободной рыночной экономики, путем введения соответствующих законодательных ограничительных норм отошли от указанной философии, рассматривая государство как полноценного и наиболее активного агента, призванного вмешиваться в разрушительную по своей природе рыночную стихию с тем, чтобы регламентировать деятельность различных агентов и повышать эффективность средств регулирования и координации. Уже на протяжении довольно долгого времени страны Запада используют либерализм для экспорта, а сами практикуют целевое макроэкономическое регулирование.
Такая политика выступает в качестве одной из главных причин формирования "вашингтонского консенсуса" и глобального эксцесса. Она камуфлируется под объективные тенденции мирового развития, подается под соусом глобализации, только для одних стран предлагается открытость, денационализация и дерегулирование, а другие не торопятся осуществлять подобные мероприятия, считая их, мягко говоря, не совсем приемлемыми.
Подобные предложения направлены на проектирование режима структурной зависимости, который не представляет большой угрозы в чисто экономическом смысле, но оборачивается крупными социальными потерями вследствие неверных политических решений, так как страны, навязывающие подобный режим, хотят получить вознаграждение за предпринимаемые усилия, извлечь дополнительную ренту за счет третьих стран. Это ситуация, когда политический фактор становится лимитирующим в развитии экономики.
Для борьбы с эксцессом используются совершенно разные политические приемы. Показательным примером служат давние расхождения между объединенной Европой и США, которые являются отражением геополитического дуализма – атлантизма и континентализма. Эти расхождения являются идеологическими, но за ними стоят различные формы экономической политики. Современный атлантизм самоутверждается посредством монетаристской экономической доктрины и пропаганды идей рыночной демократии. Он становится основой политической стратегии США и Великобритании. Европейский континентализм опирается на социальную рыночную экономику, государственное регулирование, отлаженные системы социальной поддержки граждан с низкими доходами. Таким образом, по сравнению с аилантизмом, континентализм более социалистичен.
Если атлантизм связывают с процессами глобализации, которые должна возглавить одна супердержава, то континентализм предполагает регионализацию, в которой все участники имеют одинаковый голос и заинтересованы в общем благополучии и коллективном принятии решений. Мировой финансовый кризис 1997 г. обеспечил возрастание социальной напряженности в Европе вследствие роста безработицы и урезания социальных программ. Это обнажило бесперспективность либерально-консервативной модели, монетаризма, как флагмана экономической политики. В результате уже к исходу 1998 г. в 11 из 15 стран ЕС к власти пришли социал-демократические правительства, отстаивающие идеи большей социальной защищенности населения и эгалитаризма. Во Франции и Италии по итогам выборов в правительство вошли коммунисты. Социологический зондаж предпочтений шведов показал, что они не поддержат изменений в государственной социальной политике, поскольку выступают за сохранение достигнутых социальных стандартов и политику эгалитаризма. Подобная реакция говорит о качественных трансформациях в психологии людей, силе общественных ценностей, когда они разделяются подавляющим большинством членов социетарной системы.
Однако представители атлантизма предпринимали множество попыток но предотвращению дальнейшего развития отмеченных тенденций на европейском континенте.
По смыслу это замаскированная стратегия глобализации, которую сумели раскрыть европейские левые, выступив со своими инициативами, нашедшими широкую поддержку среди глав правительств объединенной Европы. Их предложения сводились к отказу от монетаристской политики и глобализации, который должен сопровождаться переходом на альтернативную доллару европейскую валюту – евро и усилением социальной составляющей политики, что вряд ли возможно без использования методов государственного регулирования. Из сказанного очевидно – идет конкурентная борьба, затрагивающая не только вопросы тактики, но и выбор стратегической линии развития стран, являющихся цитаделью капитализма. Проблема пересмотра международного порядка в этом контексте становится ключевой и поэтому трудно разрешимой.
Теперь необходимо дать характеристику каждому из способов управления мировой экономической системой, хотя следует заметить, что ни один из них не использовался и не будет использоваться в чистом виде, т.е. без искажающего влияния других методов и процедур. Чтобы не вдаваться в тонкости, рассмотрим предложения косметического характера, связанные с изменением системы налогообложения, валютного регулирования, реструктуризации долгов и кардинальные меры, выливающиеся в программы пересмотра международного порядка, хотя их радикальные свойства намного преувеличены.