Лекция 11. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

Территориальное размещение, исторически обусловившее особенности жизнедеятельности местного национально-этнического сообщества в культурно-географических границах обычаев, традиций, труда, принято называть страной. Обеспечение жизненно важных потребностей в пище, работе, защите населения стимулировало самоорганизацию жизненного пространства с использованием экономических (обеспечения общественного блага) и неэкономических (родства, языка общения, патриотизма) методов хозяйственной деятельности в реализации перспектив социально-экономического благополучия.

Государственность как общественно-политическая необходимость

Со времени возникновения территориально определенного пространства по мере развития отношений между народами нарастала консолидация социальных и этнических групп территории на основе общей, единой системы правления. Выполнению функций правления служит создаваемый порядок подчинения, система органов управления и установленная организация их деятельности, что можно обобщить принципами государственности в жизнедеятельности общества.

Не претендуя на четкость разъяснения употребляемого в литературе термина "государственность", будем рассматривать его как явление функционирования связи широких слоев населения с организационно представляющей его властной частью с полномочиями принимать управленческие решения для страны. Институционально она демонстрирует результативность восприятия населением воли руководящей элиты па каждом конкретном этапе жизни. Результаты тесно связаны с элементами государственности как правовая культура и правовое мышление, выбор приоритетов и регуляторов общественных отношений, построение институтов власти и гражданского общества.

Под властью понимается способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их мнения или согласия.

Институт власти устанавливает формальные правила поведения в обществе на конкретной территории.

Институт власти включает в себя:

• верховное представительство государства (президент, монарх, правитель, издают указы);

• законотворческие процессы (парламент, представительные органы, издают законы);

• исполнительную деятельность (правительство, хозяйствующие субъекты, издают постановления);

• правоохранительные функции (пенитенциарную систему, прокуратуру, суды, издают решения);

• гражданское общество (сферу самопроявления свободных граждан, издают обращения).

В качестве цели института власти можно выделить в широком смысле поддержание общественного порядка, успешное функционирование общественной системы, в том числе в сфере экономики.

Властные отношения, возникающие между индивидом и правящей элитой, носят взаимно обязующий характер. М. Вебер, например, рассматривал обоснование властных отношений не личными качествами функционеров, а их "деловой компетентностью, обоснованной рационально созданными правилами" и различал три оправдания властных полномочий: традиционное, харизматическое и легальное господство — в силу веры в обязательность легального установления" [1].

При институциональном подходе важная роль в государственности принадлежит правам собственности. Институт власти-собственности означает единство политической и экономических сфер. Оно возникает в условиях монополизации должностных функций в общественном разделении труда, когда их реализация основывается не на владении собственностью как таковой, а на высоком положении в традиционной иерархии управления.

Наделенные властью имеют большие возможности по ведению хозяйства. Избежать эскалации негативных отношений для спецификации и защиты прав собственности можно, если участники взаимоотношений делегируют право контроля, включая монополию на использование насилия, третьей стороне. В результате возникает центр, уполномоченный принимать решения, касающиеся всех граждан, т.е. институт власти и управления. Выполнением его установок занимается специальная организация — государство.

Понятие "государство" характеризует общественную политическую систему власти, установленную на определенной территории.

Древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это "единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты" [2].

В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина государство рассматривалось как машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства.

В современной юридической науке наиболее распространенным является определение:

• Государство есть организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Со временем государство распространило властное влияние на экономическую сферу жизни. Расширилось обсуждение целей и приоритетов экономического состояния в стране, появились предметные области для обобщенных оценок: экономический рост, снижение доли населения, находящегося за чертой бедности, рост реальных доходов основных групп населения.

В повестку активных обсуждений выдвинулась и проблема качества экономического роста, а за ней прямо просматривается насущная проблема эффективности экономической системы в широком смысле слова.

Признание зависимости от прошлого как преобладающего типа эволюции сочетается с интересом к многочисленным проявлениям действия эволюционных механизмов, которые подталкивают общество к решительным социально-экономическим изменениям. Термин "эволюция" в институциональном подходе понимают как процесс изменения экономических институтов.

Государство современного общества характеризуют особые признаки:

• наличие особой публичной власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества;

• осуществление властных действий особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, располагающих материальными средствами для систематического осуществления своих функций;

• объединение власти и населения по территориальной принадлежности;

• сбор общеобязательных платежей и средств (налогов, займов) для содержания государственного аппарата и осуществления государственных функций;

• наличие суверенитета — полновластие внутри страны и его независимость на международной арене. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным;

• монополия па правотворчество, исключительное право издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Государство — организация властных полномочий, возникающих на основе передачи гражданами страны прав контроля своей деятельности и защиты прав собственности, необходимости консолидации социальных и этнических групп территории на основе эффективной системы власти, приобретающих на основе получения им социального контракта права принуждения и насилия.

Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Видимо, поэтому государственную власть как институт часто отождествляют с органами государства, особенно высшими.

Государственная власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Иначе говоря, природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, выполняющей функции социального контракта.

Факт социального контракта в делегировании гражданами части своих нрав государству служит основанием осуществления на территории страны и за ее пределами ряда функций:

• спецификации и защиты прав собственности, что оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;

• создания каналов обмена информацией, физического движения товаров и услуг на базе развитой информационной инфраструктуры рынка;

• разработки стандартов мер и весов в целях унификации измерения качества товаров и услуг, организации государством денежного обращения;

• правоохранительной деятельности и выполнения функций третьей стороны в конфликтах для создания гарантий против оппортунистического использования сторонами непредвиденных обстоятельств выполнения контракта;

• производства общественных благ (обороны, здравоохранения и образования).

В очевидном понимании государство представляет собой неделимую совокупность четырех неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

• географической территории;

• владельца (владельцев) этой территории;

• населения этой территории;

• органов управления совокупным хозяйством населения территории.

Индивиды делегируют государству вместе с правом контроля и право передачи государством контроля своим представителям во власти, государственным служащим. Право контроля делегируется не конкретному лицу, а занимающим определенные позиции в государственной структуре функционерам. При этом ожидается обратная связь, проявляющаяся в конкретных результатах или принимающая форму отчета.

С глобализацией хозяйственных связей преобразуются идеи отношения к государству. Сегодня рассматриваются вопросы взаимоотношений государства и мировой экономики, формы внутри или вне государственного регулирования экономических отношений, интеграции и единого экономического пространства.