Институциональные единицы
Основой учета в CНC выступает "институциональная единица" (экономический агент, который осуществляет хозяйственные операции). Этот экономический агент (фирма), владеющий товарами и активами, обладает возможностями совершать операции и разного рода сделки с другими агентами.
Резиденты - это институциональные единицы, постоянно ведущие свои операции на территории страны; при этом не имеет значения тот факт, является или не является гражданином страны пребывания резидент, представляющий фирму, равно как и принадлежность ее активов. К резидентам относят:
o лиц, постоянно проживающих в данной стране;
o рабочих-мигрантов, проживающих в стране более одного года;
o правительственные органы, в том числе их зарубежные представительства;
o фирмы, постоянно осуществляющие хозяйственную деятельность в данной стране, несмотря на то что они могут полностью или частично принадлежать капиталу иностранного происхождения.
Нерезиденты - это институциональные единицы, постоянно находящиеся вне пределов данной страны; таковыми считаются и филиалы или дочерние компании резидентов, если они постоянно находятся и ведут свои операции на территории иностранного государства.
CНC различает два основных типа институциональных единиц - физические лица {домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия). В рамках СНС все институциональны единицы объединены в пять групп, которые представляют основные секторы экономической деятельности:
1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporation) - институциональные единицы, занимающиеся производством товаров для рынка и нефинансовых услуг (фирмы). Нефинансовая корпорация - основная институциональная единица реального сектора;
2) домашние хозяйства (house-holds) - все физические лица, которые действуют в народном хозяйстве. Это - семьи, основные потребители товаров и услуг;
3) неприбыльные институты (nonprofit institutions) - юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты - институциональная единица реального сектора;
4) правительственные учреждения (government agencies) - занимаются также производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределением доходов. Правительственные учреждения - министерства, ведомства, в том числе правительственные фонды (сферы социального обеспечения), играют важную роль как институциональные единицы государственного сектора экономики;
5) финансовые корпорации (financial corporations) - это институциональные единицы (банки, финансовые компании), которые осуществляют финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация - основная институциональная единица денежного сектора.
Статистические ежегодники (Year Book), публикуемые правительствами, как правило, отражают представленную структуру экономических показателей, в том числе макроэкономические показатели (ВВП, НД и т.д.).
Виды макроэкономических счетов
Денежные счета, в отличие от НД и ВВП, являются счетами запасов. Они, как правило, отражают следующие их виды:
1) потоки (flows), которые характеризуют результаты деятельности институциональной единицы (за определенный промежуток времени). Потоки осуществляются через операции, они также могут быть финансовыми и нефинансовыми;
2) запасы (stocks), которые фиксируют остаточную величину соответствующего показателя.
В рамках СНС составляются макроэкономические счета. Они, в свою очередь, разделяются на три группы:
1) текущие счета отражают стоимость объемов производства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение;
2) накопительные счета отражают приобретение и продажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
3) балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.
Внешнеэкономические операции
Внешнеэкономические операции - это в самой общей форме сделки участников операций, экономических агентов (институциональных единиц), которые фиксируют право собственности (полное, частичное) на материальные или финансовые активы либо предполагают оказание определенных услуг на базе взаимных обязательств. Такого рода операции называются внутренними, если они совершаются в конкретной стране; международными - если они совершаются организациями (институциональными единицами) ряда стран.
Таким образом, система национальных счетов дает возможность решить следующие задачи:
1) контролировать "экономический пульс" страны; СНС позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне;
2) сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой (стагнацию) или спад;
3) информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, достижение главных задач правительства. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая способствует поддержанию и улучшению этого здоровья (экономический рост, полная занятость, рост доходов населения и т.д.).